В British Airways решили позаботиться о тех пассажирах, которые тяжело переносят длительные перелеты, а также страдают бессонницей или переживают стресс. Со следующего месяца в телевизионном меню в некоторых самолетах авиакомпании появится необычное предложение - документальный фильм «Из Бергена в Осло на поезде» продолжительностью 7 часов 16 минут. Все семь часов зрители видят на экране плавно движущиеся пейзажи южной Норвегии, пролетающие за окном станции, темные тоннели, в которые въезжает поезд, и уходящие вдаль бесконечные рельсы.
Фильм был снят норвежской телекомпанией NRK в 2009 году с помощью двух камер, установленных на кабине машиниста. Поводом для съемок стало празднование 100-летия прокладки железнодорожного пути, соединившего Берген и Осло. Решение снять по этому поводу полностью поездку из одного города в другой без всяких комментариев и пояснений оказалось на удивление успешным. Съемки обошлись дешевле, чем любое телешоу, а интерес у зрителей необычный фильм вызвал чуть ли не больший, чем те же телешоу. В первый же день показа фильм посмотрели 1,25 млн телезрителей.
Этот успех подтолкнул NRK к съемкам в 2011 году аналогичного фильма, только уже о плавании на пассажирском судне MS Nordnorge из Бергена в Киркенес, которое продолжалось 134 часа и снималось 11 камерами. Этот фильм оказался даже еще более популярным, чем путешествие на поезде. И за последние годы в этом же стиле были сняты многочасовые фильмы о вязании, пеших прогулках и кормлении птиц. Этот жанр получил название «медленного телевидения», и с 2009 года он только набирает популярность. В 2013 году языковой совет Норвегии присудил названию «медленное телевидение» звание «Слово года». Социолог норвежского университета науки и технологий Арве Хьелсет заявил газете The Daily Mail: «В наши дни мы подвержены более сильному стрессу. И такие фильмы дают нам возможность расслабиться, а также являются антидотом современному телевидению, где камера ежесекундно перескакивает с объекта на объект. Это 'медленное ТВ' удивительно успокаивает».
По мнению руководства British Airway, подобные фильмы способны «завораживать» зрителей, помогая им расслабиться, отключиться от окружающей обстановки, снять стресс. «В этом 'медленном ТВ' есть что-то гипнотическое, успокаивающее и развлекательное, что идеально подходит для отдыха во время полета»,- считает менеджер BA Ричард Дикруз. «Из Бергена в Осло на поезде» пополнит стандартный набор из 130 фильмов, 650 шоу, 550 музыкальных альбомов и 228 радиопередач в развлекательном меню British Airways. В случае успеха компания намерена пополнить свое меню и другими фильмами этого жанра.
Алена Миклашевская