Трудно ли работать дегустатором шоколада

работать дегустатором шоколадаДжулия Гастер - член команды дегустаторов, приглашенной в продовольственную компанию Mondelez International. Ее задача - оценивать вкус и запах шоколада, печенья, жвачки, конфет и кофе. И даже когда она сидит в гостях у подруг, профессиональная привычка срабатывает: Гастер машинально принюхивается к печенью, прежде чем съесть его.

Среди запахов и вкусов

Профессиональный стаж 65-летней Гастер превышает четверть века: после рождения детей она вернулась к работе с частичной занятостью. На пенсию уходить не хочется: дело в том, что Гастер обладает гораздо большей чувствительностью к запахам и вкусам, чем большинство из нас. Заметим, что, когда ее компания проводила очередное тестирование претендентов на должность дегустатора, нужные качества обнаружились лишь у четырех человек из ста. У Гастер есть и еще одна способность, важная для дегустатора. Джулия не просто чувствует вкусовые оттенки, но и может объективно, с научной точностью описать их. Дегустаторы ее уровня в числе прочего способны уловить признаки нежелательных оттенков, незаметных для большинства, но неприятных для какой-либо небольшой категории потребителей.

работать дегустатором шоколада

Лиз Таннер начала карьеру дегустатора, когда ее уволили по сокращению штата из уже не существующей компании Arthur Andersen. Время от времени друзья проверяют ее способности, предлагая с завязанными глазами угадать, какие добавки и приправы были использованы для приготовления какого-нибудь напитка или блюда. Однажды после дегустации неназванного сорта рождественских пирожков с начинкой ей захотелось разыскать это блюдо для собственного праздничного стола. «Я покупала по упаковке в каждой лавке, - рассказывает Таннер. - В конце концов нашла, что искала, но мужу пришлось съесть кучу разных пирожков».

В прошлом дегустаторы работали, как правило, стихийно, ведя обсуждения в общих чертах и на качественном уровне, сейчас их работа во все большей мере переводится на научную основу. Кроме того, как отмечает Гастер, в этой профессии наблюдается тенденция к специализации. Еще одна примета нового времени - появление продуктов, рассчитанных на потребителей со всего света. К примеру, сейчас Джулии регулярно приходится иметь дело с приправой под названием «лимонное сорго». «Когда я начинала, то даже не слышала об этой приправе, а теперь она считается важнейшим ингредиентом тайской кухни и широко используется в кондитерских изделиях», - говорит Гастер.

Словарь для продуктов

А вот вопрос о том, нравится ли лично Гастер шоколад, который она дегустирует, даже не возникает - никого в Mondelez это не волнует. Ее мнение субъективно, а исследователям требуется объективность. Их интересует не только вкус и запах, но и степень липкости продукта, легкость, с какой он тает во рту, звук, с каким он разгрызается зубами.

Всей командой дегустаторы должны выработать общий словарь для описания испытываемых продуктов. Эпитеты вроде «шоколадный» применительно к вкусу неприемлемы. Понятно, что британцы, воспитанные на Cadbury Dairy Milk, имеют о «шоколадности» совсем не такие представления, как континентальные европейцы, привыкшие к более темным сортам шоколада. На вопросы о вкусе этого продукта люди обычно отвечают эмоционально, ведь шоколад пробуждает воспоминания о детстве.