В воскресенье в британском Фарнборо завершился Международный авиакосмический салон. Основным итогом работы деловой программы стало рекордное количество соглашений - на общую сумму $201 млрд. Из них $152 млрд компании потратят на покупку 1100 самолетов, еще $34,5 - на двигатели. В прошлом году объем договоренностей был в три раза меньше - $72 млрд. Авиасалон собрал и максимальное количество участников - более 300 компаний и 77 военных делегаций из 59 стран. По данным организаторов, количество забронированных площадей для участия в Фарнборо в 2016 году уже выросло в 10 раз. Всего выставку посетили около 100 тыс. человек.
В этом году безоговорочным лидером по числу заключенных заказов и подписанных соглашений стал европейский авиастроительный концерн Airbus. Ему удалось договориться о поставках 496 самолетов на общую сумму $75 млрд. Среди заказчиков оказалась «Трансаэро». В последний день деловой программы авиасалона авиакомпания неожиданно объявила о покупке у Airbus 20 самолетов семейства А330 за $5,3 млрд, в том числе 12 только что вышедших на рынок A330neo. Ее американский конкурент - Boeing - смог продать 201 самолет на общую сумму $40,2 млрд. Во время прошлого авиасалона - в 2012 году - ситуация была обратной. Тогда Boeing подписал контрактов на общую сумму более $37 млрд, а Airbus - только на $17 млрд.
Присутствие российской делегации было более чем скромным. Многие не смогли приехать на авиационный салон из-за задержки в выдаче виз посольством Великобритании - вовремя их получили только 167 человек из 347 подавших документы. Посол России в Великобритании Александр Яковенко в кулуарах Фарнборо говорил, что логика британской стороны при выдаче виз непонятна. «С одной стороны, британцы заявили, что из-за позиции России по Украине не могут контактировать с российской стороной на официальном уровне, при этом значительную часть виз не получил технический персонал»,- заявлял он. Как говорили в британском МИДе, организатор мероприятия - коммерческая компания, самостоятельно принимающая решение по составу участников, и повлиять на нее власти не могут. В итоге подписания соглашений с участием российских компаний особого успеха у публики не имели. Впрочем, они и сами не претендовали на центральные роли. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» ограничились расширением ранее подписанных контрактов с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и докладом об эксплуатации самолета Sukhoi Superjet-100 мексиканской авиакомпанией Interjet. Российская военная авиация была представлена только макетами на стенде российского павильона.
Елизавета Кузнецова