«Роснефть» планирует создать комплексную систему управления ледовой обстановкой в Арктике, где компания собирается добывать нефть. Это необходимо для обеспечения промышленной и экологической безопасности геологоразведки на шельфе северных морей. Об этом на круглом столе «Научное освоение Арктики» заявил член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров, отвечающий в компании за арктические проекты.
По словам Чилингарова, совместно с партнерами из ExxonMobil «Роснефть» сейчас разрабатывает соответствующие технологии обеспечения безопасности проведения буровых работ в Карском море, которые намечены на август 2014 года. Для этих целей зафрахтована и уже движется в сторону российских берегов буровая платформа West Alpha. Он добавил, что «Роснефть» активно финансирует научные и экологические проекты вокруг Арктики, в том числе не исключил возрождения к жизни ранее предложенного им проекта по транспортировке айсбергов в места с недостатком питьевой воды. Еще в 2010 году Чилингаров предлагал организовать перевозку айсбергов из Арктики в страны Европы и Азии, где есть нехватка питьевой воды.
Как пояснил Артур Чилингаров «Известиям», он надеется, что политика (в том числе объявленные недавно отраслевые санкции. - «Известия») не помешает научно-техническому сотрудничеству Exxon и «Роснефти» в Арктике. Но при этом убежден, что у России достаточно возможностей, чтобы самостоятельно справиться с основными этапами освоения шельфа северных морей благодаря наличию мощного атомного ледокольного флота и технологий транспортировки айсбергов.
Заместитель директора департамента экологической безопасности и технологий «Роснефти» Олег Сочнев посетовал, что осваивать Арктику сегодня сложнее, чем космос.
- Из-за скопления айсбергов сложно пройти к месту геологоразведки и эффективно пробурить скважину. Отсутствие опыта активного воздействия на лед создает наибольшие риски с точки зрения промышленной и экологической безопасности добычи нефти и газа. Есть также и риски финансовых потерь в результате простоя оборудования: ведь в случае возможной аварии его ремонт возможен только в короткий безледовый период. Поэтому очень важно в ближайшей перспективе проверить воздействие льдов на морские нефтегазовые сооружения, а также максимально предусмотреть любые возможные экологические риски, даже несмотря на то, что это может привести к удорожанию стоимости буровых работ, - сказал он, выступая на круглом столе «Научное освоение Арктики».
Бурение одной поисково-разведочной скважины в Карском море, где безледовый период составляет 45 дней, происходит в два сезона и оценивается в $1 млрд.
Как пояснил «Известиям» Александр Данилов, заместитель директора Арктического и антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИР), ледовые образования, дрейфующие на шельфе арктических морей, представляют опасность для разведочных и добычных сооружений нефтяников.
По его словам, чтобы отследить движения айсбергов и обнаружить их скопления, планируется вести мониторинг из космоса, а также с помощью самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Только на детальные снимки айсбергов из космоса придется потратить в среднем около $120 тыс: по $3-4 тыс за штуку при необходимых 2-3 десятках кадров. По мнению Данилова, чтобы обеспечить расчистку зоны геологоразведки участка в Карском море от ледяных глыб, нужно нанять несколько судов ледового класса. Аренда только одного атомного ледокола «Ямал», который сможет привести их на место работы, обойдется в 4,5 млн рублей в сутки.
- Судно-буксировщик затягивает на айсберге канат или сеть и оттаскивает его в сторону. 10 лет назад соответствующие эксперименты мы проводили на Штокмановском месторождении «Газпрома», отводя в сторону на безопасное от платформы расстояние в 1-2 км айсберги весом до 200 т. Увести таким образом без дробления можно глыбу льда весом до 900 т. По определенной методике рассчитывается траектория движения айсберга, и он транспортируется в ту точку, откуда уже не будет двигаться в сторону платформы и инфраструктуры обеспечения ее работы, - сказал ученый, добавив, что его НИИ участвует в проведении работ по созданию комплексной системы управления ледовой обстановкой в Арктике по заказу «Роснефти».
По словам Олега Сочнева из «Роснефти, в Карском море будет работать три ледокола, цель использования которых - увести айсберги от плавучей буровой платформы West Alpha, не допустив столкновения. Однако в перспективе ледяные глыбы из досадной помехи могут превратиться в полезный строительный материал.
- Обсуждаются планы финансирования научных исследований о природе возникновения и перемещения айсбергов, о которых сейчас мало что известно. Ранее Артур Чилингаров предлагал построить из айсбергов ледяной причал в районе одной из действующих в Арктике платформ. Что же касается его идеи транспортировки арктических айсбергов как источника питьевой воды, то это возможно сделать на средства компании при условии, если через какое-то время бутылка воды будет стоить дороже, чем бензин. Причем это может стать выгодно уже в ближайшее время, ведь без нефти, в отличие от воды, человечество прожить может, - высказал мнение замдиректора департамента экологической безопасности и технологий 'Роснефти' Олег Сочнев в беседе с 'Известиями'.