Созидание на кофейной гуще

Как стало известно «Ъ», сеть кофеен «Шоколадница» близка к покупке своего основного конкурента «Кофе Хауз'. Если сделка состоится, оборот 'Шоколадницы' может увеличиться в полтора раза, превысив $450 млн, а в распоряжении объединенной компании окажется почти 650 кофеен, притом что у ближайших конкурентов Coffeeshop, Starbucks и 'Кофеина' на троих всего 190.

Сеть кофеен 'Шоколадница' Александра Колобова близка к покупке сети 'Кофе Хауз' Тимура Хайрутдинова, рассказал 'Ъ' источник, знакомый с ходом переговоров, менеджер компании-консультанта на рынке торговой недвижимости и совладелец конкурирующей сети 'Шоколадницы' и 'Кофе Хауза'. Сделка еще не закрыта, но находится в высокой стадии готовности, утверждают собеседники 'Ъ'. 'Кофейни, где сейчас располагается 'Кофе Хауз', займет 'Шоколадница'',-- заявил один из них.

По данным 'СПАРК-Интерфакс', 'Кофе Хауз' принадлежит офшору 'Энор Энтерпрайсиз', который связывают с Тимуром Хайрутдиновым, и банкирам Кириллу Якубовскому (16%), Сергею Радченкову (16%), Андрею Вдовину (17%), а также гендиректору сети Владиславу Дудакову (5%). Сергей Радченков утверждает, что не является акционером 'Кофе Хауза' с 2009 года. 'Акции были получены под залог кредита, который выдавал Экспобанк в 2008 году, после его погашения владение прекратилось',-- уточняет он. Андрей Вдовин передал через представителя, что не имеет отношения к 'Кофе Хаузу'. С Владиславом Дудаковым и Кириллом Якубовским связаться не удалось.

'Кофе Хауз' и 'Шоколадница' - крупнейшие в Москве сети кофеен, открывшиеся с разницей в год - в 1999 и 2000 году соответственно. Тимур Хайрутдинов развивал свою сеть, привезя идею из Италии, а Александр Колобов взял за основу 'Шоколадницу' рядом со станцией метро 'Октябрьская', которая существовала там с 1964 года. 'Кофе Хауз' развивалась быстрее и до 2011 года опережала 'Шоколадницу' по количеству точек. Сейчас лидирует 'Шоколадница': 420 точек, из них более 230 в Москве, 100 в регионах и 90 франчайзинговых. У 'Кофе Хауз' 226 собственных кофеен по всей России. По оценкам генерального директора 'INFOLine-Аналитика' Михаила Бурмистрова, доля 'Шоколадницы' на московском рынке кофеен (включая область) составляет 15%, в Санкт-Петербурге - 3%, доля 'Кофе Хауза' - 5% и 8% соответственно. У каждого предпринимателя есть другие ресторанные бренды. Тимур Хайрутдинов развивает 'Азия кафе' (семь заведений) и 'Винегрет' (две точки). Александр Колобов занимается сетью суши-кафе 'Ваби-Саби' (около 30 в Москве и регионах), израильскими шоколад-барами Max Brenner, а также закусочными Burger King (более 170 точек в России) в партнерстве с 'ВТБ Капиталом'. Новые помещения, которые 'Шоколадница' может получить от 'Кофе Хауза', пригодятся для развития других брендов, не исключает гендиректор консалтинговой компании 'Ресткон' Елена Перепелица, так как у обеих сетей есть точки, расположенные рядом.

Участники рынка, опрошенные 'Ъ', затруднились оценить потенциальную стоимость сделки. 'Ориентироваться только на показатели оборота 'Кофе Хауз' некорректно, так как необходимо учитывать и стоимость бренда, который является одним из крупнейших в сегменте',-- поясняет один из них. Когда 'Кофе Хауз' оформлял кредит под залог акций в 2008 году, 49% были оценены в $50 млн, а ее оборот на тот момент - в $150 млн в год. С тех пор сеть выросла на 36 точек, а оборот, по оценкам Михаила Бурмистрова,-- до $160 млн. Оборот 'Шоколадницы', по его подсчетам, составляет $300 млн (без учета франчайзинга).

Емкость рынка кофеен Москвы и близлежащих районов Московской области в денежном выражении составила более $2 млрд, оценивает 'INFOLine-Аналитика'. Но популярность кофеен в России снижается. По данным Synovate Comcon, по итогам 2013 года они были на втором месте по посещаемости в стране: в кофейни ходили 18,1% населения. К концу первого квартала этого года посещаемость кофеен упала до 13% (их опережают рестораны фастфуд - 19,7%, суши-бары - 16,4% и пиццерии - 15%). Средний чек в кофейне составляет 367 руб., по сравнению с первым кварталом 2013 года он вырос на 9 руб. Крупнейшие участники рынка кроме 'Шоколадницы' и 'Кофе Хауз' - Coffeeshop (81), Starbucks (более 75) и 'Кофеин' (более 30).

Представители 'Шоколадницы' и 'Кофе Хауз' от комментариев отказались.

Екатерина Геращенко, Олег Трутнев