Спустя неделю после введения в отношении НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) санкций США глава российской госкомпании Олег Сиенко официально признал, что совместный проект УВЗ и американской Caterpillar по производству локомотивов «может пострадать».
Caterpillar уже сорвала график подписания очередного соглашения для создания совместного предприятия (СП). По информации «Ъ», УВЗ уже подыскивает себе нового партнера для производства в Юго-Восточной Азии. Эксперты считают, что речь может идти прежде всего о китайских производителях.
О том, что совместный проект подпавшего на прошлой неделе под санкции США УВЗ и Caterpillar по производству локомотивов «тормозится» и «может пострадать, если санкции будут продолжены», вчера сообщил гендиректор УВЗ Олег Сиенко.
По его словам, которые передает, еще на прошлой неделе стороны должны были подписать очередной пакет документов в рамках предстоящего создания СП, но из-за санкций этого не было сделано.
Заместитель гендиректора УВЗ Андрей Шленский пояснил «Ъ», что в заключенном в 2013 году протоколе о намерениях указан график подписания документов, но необходимые бумаги от Caterpillar не поступили. Он отметил, что после включения в санкционный список УВЗ направил в Caterpillar письмо с просьбой, чтобы американская компания дала свои предложения по дальнейшему сотрудничеству. «Думаю, что в течение одной-двух недель ситуация прояснится»,-- сообщил господин Шленский.
СП УВЗ и Caterpillar планировалось запустить на базе Челябинского тракторного завода («ЧТЗ-Уралтрак») уже в 2015 году. Общий объем инвестиций был оценен в 7 млрд руб. Завод должен был выпускать магистральные локомотивы SD70Ace, которые бы работали как на дизтопливе, так и на газе. Предполагалось, что они будут использоваться для тяжеловесных поездов и могут обслуживать горнорудную промышленность. Первые два образца локомотивов под сертификацию должны быть доставлены из США в августе.
Сейчас УВЗ включен в список предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, в отношении которых применены «блокирующие санкции». Это означает полное прекращение с ними каких-либо контактов со стороны США и замораживание их активов в американских банках в случае обнаружения. Практически сразу после этого появилась информация, что Caterpillar будет пытаться вывести проект по локомотивам из-под действия санкций, поскольку он не носит военного характера. Источник «Ъ», близкий к УВЗ, говорит, что пока никаких решений по этому поводу нет. В Caterpillar вчера на запрос «Ъ» не ответили.
Но, по данным «Ъ», УВЗ уже рассматривает возможную замену Caterpillar. Один из источников «Ъ», знакомый с планами УВЗ, сообщил, что в качестве возможных кандидатов фигурируют «производители из Юго-Восточной Азии». О ком именно идет речь, он не уточнил. Андрей Шленский подтвердил, что вариант смены партнера по СП действительно есть, но такие заявления преждевременны. «Мы все-таки надеемся, что Caterpillar найдет выход из ситуации»,-- добавил он. Глава агентства «Infoline- Аналитика» Михаил Бурмистров предполагает, что новым партнером, скорее всего, окажется какая-либо китайская компания. По его мнению, это могут быть China CNR Corporation Ltd (производственные мощности свыше 900 локомотивов и 2,3 тыс. пассажирских вагонов в год) или CSR Corporation Ltd с годовым объемом выпуска 1 тыс. локомотивов и 3 тыс. вагонов.
Юристы расходятся во мнениях, возможно ли продолжение сотрудничества УВЗ с Caterpillar. Партнер компании LexAR Артур Рохлин сомневается, что Caterpillar удастся убедить власти США вывести проект с УВЗ из-под санкций: учитывая текущий политический накал, Вашингтону все равно, является этот проект гражданским или военным. Но он не исключает, что многое будет зависеть от лоббистских возможностей Caterpillar. Кирилл Дозмаров из ArtDeLex считает маловероятной возможность дальнейшего сотрудничества УВЗ с Caterpillar, но допускает, что при желании последней СП все-таки может заработать. Альтернативным вариантом обхода санкций может стать регистрация СП в офшорных зонах, а также использование УВЗ дочерних или аффилированных с ним структур, которые не позволят вычислить конечного бенефициара, считает юрист.
Юлия Галлямова