«Вымпелком» стал самым дорогим региональным оператором среди представителей «большой тройки» по двум из трех позиций, подсчитали аналитики Comnews Research. Они проанализировали стоимость услуг сотовой связи в России за период с апреля 2013 г. по апрель 2014 г.
Аналитики разделили услуги операторов на несколько условных фиксированных наборов - «малую», «среднюю» и «дорогую» корзины. «Малая корзина» - для абонентов, мало пользующихся услугами связи, ее стоимость составляет от 70,1 руб. до 129,2 руб. (50 мин разговора в месяц, около 33 sms, 0,67 mms и 1 Мб трафика). Стоимость набора услуг в «средней корзине» составляет 182-311 руб. в месяц (в нее входит 120 мин разговора, 50 sms, 1 mms и 3 Мб трафика). Дорогая корзина включает в себя самый разнообразный и объемный набор услуг (звонки, sms, интернет) и стоит у различных операторов от 590 до 959 руб. в месяц (300 мин разговора, 60 sms, 3 mms, 15 Мб трафика).
«Малая» и «средняя» корзины оказались самыми дорогими у «Вымпелкома» - 129,20 и 310,70 руб. соответственно, что выше средних показателей по России на 19 и 21%. Самым выгодным оператором в этих двух категориях уже второй год подряд остается компания Tele2. В апреле 2014 г. стоимость этих корзин у Tele2 составила 74,20 и 204,50 руб., что соответственно на 32 и 20% ниже среднероссийских показателей. Среди операторов «большой тройки» самые выгодные цены на «среднюю корзину» у МТС - около 255,8 руб.
«Вымпелком» и «Мегафон» не согласны с результатами исследования. Российский телекоммаркетинг активно практикует сегментированный подход - в дополнение к основному тарифу операторы предлагают опции, способствующие снижению расходов абонентов, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее мнению, в исследовании Comnews профиль потребления, используемый для расчета в различных корзинах, этот факт никак не отражает. (Исследование включает в себя стоимость пакетных тарифов с абонентской платой, дополнительные опции операторов Comnews действительно не изучала, признает специалист по исследованию рынка Comnews Research Екатерина Ахальцева.) Не учтена и финальная ценность предоставляемых услуг для клиента, которая и является предметом конкуренции на насыщенных рынках, отметила Айбашева. Например, при сопоставимой цене опций мобильного интернета абонент оператора с хорошим качеством услуг сможет выкачать больше трафика, нежели абонент оператора с не очень хорошей сетью, констатировала она. Исследование не учитывает качество получаемых услуг - например, некоторые лидеры данного исследования не имеют сетей 3G (например, Tele2), отметила представитель оператора Олеся Яременко.
МТС и Tele2, напротив, считают результаты исследования закономерными. Представитель Tele2 Константин Прокшин отметил, что низкие цены - это одна из ключевых особенностей компании, которая всегда выдерживает ценовой разрыв с конкурентами. МТС сейчас действительно самая доступная из «большой тройки» - в I квартале 2014 г. у нее был самый низкий АРРМ (средняя цена минуты разговора) , говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. APPM у МТС за указанный период составлял 0,89 руб. - на четверть меньше, чем у «Мегафона», и почти на 20%, чем у «Вымпелкома», следует из отчетности операторов.
Ранее топ-менеджеры «Вымпелкома» обещали, что оператор будет снижать свои тарифы на связь. Аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов называл цены на связь в сети «Вымпелкома» одной из причин падения его рыночной доли. Большая часть абонентов «Вымпелкома» дольше, чем у конкурентов, оставалась на старых тарифных планах, рассказывал Семенов. Минуты у этих абонентов стоили дороже, чем в среднем по рынку, и постепенно начался переток базы. Аналитик AC&M-Consulting Антон Погребинский говорит, что реструктурирование тарифов в сети «Вымпелкома» происходит, но медленно. У «Вымпелкома» традиционно была большая доля предоплатных клиентов - в таких тарифах не было месячной платы и минута разговора стоила дороже, говорит Погребинский.