Мелисса Хо опасалась ездить в Куала-Лумпуре на такси. У местных извозчиков дурная слава. Мол, они опасны, ненадежны, неохотно пользуются счетчиком, предпочитая назначать сумму за поездку по своему усмотрению. Но сейчас Хо, которой из-за работы в банке приходится регулярно бывать в столице Малайзии, спокойно заказывает машину с помощью виджета GrabTaxi, или, как здесь он называется, MyTeksi. «Прежде можно было верить только таксисту, с которым лично знакома или о котором хорошо отзывается сарафанное радио», - говорит Хо. GrabTaxi работает в Юго-Восточной Азии, но подобных ему сервисов немало по всему миру. Uber, Lyft, Hailo и другие дали людям альтернативу существующим и, как правило, неплохо отстаивающим свои права таксомоторным компаниям.
Конкурент из Гарварда
Идея возникла случайно, рассказывает один из основателей сервиса и его гендиректор в Малайзии Энтони Тан. Он учился на курсе МВА в Гарварде, когда один индонезийский студент начал его поддразнивать: «Он твердил: «Твой прадед был водителем такси, дед запускал в Малайзии автозаводы японских компаний, а твоя подруга не может безопасно ездить в такси. Почему бы тебе не решить эту проблему?»
Тан и другой его приятель по Гарварду, бывший консультант McKinsey Тан Хои Линг, разработали бизнес-план мобильного приложения, которое напрямую свяжет пользователя и водителя такси, сэкономив обоим время, деньги и в результате обеспечив лучший сервис.
На гарвардском конкурсе бизнес-планов для стартапов они заняли в 2011 г. второе место. Часть стартового капитала предоставил университет, ради другой пришлось опустошить банковский счет Энтони Тана. В июне 2012 г. друзья запустили в Малайзии MyTeksi. С тех пор сервис был открыт еще в пяти странах и 14 городах, последний из которых - столица Индонезии Джакарта.
Друг таксиста
Хотя GrabTaxi берет комиссию с каждого заказа, водителям сервис нравится. Им больше не приходится бесцельно наматывать километры по переполненным машинами улицам.
Тан - представитель третьего поколения одной из самых богатых семей Малайзии. В 32 года его послали в бизнес-школу Гарварда, чтобы улучшить навыки управления семейным бизнесом - компанией Tan Chong Motor. Это не только местный производитель автомобилей Nissan, но и один из крупнейших автодилеров страны. Но обучение предпринимательству и беседы с людьми вроде сооснователя YouTube Стива Чена и гуру «бережливого производства» Лина Райса открыли Тану глаза на новые возможности. К неудовольствию его родственников.
«Моя семья пережила не лучшие времена, пытаясь понять, чем же я намерен заняться, и я не виню их, - говорит Тан, потягивая чай с лимоном в отеле в Джакарте. - Многие ведь так и продолжают твердить, что таксисты слишком тупы, что из них никогда не удастся вытрясти деньги или что пассажирам не нужен наш сервис».
Как рождаются гениальные идеи для нового бизнеса →
Семью беспокоила и безопасность самого Тана. Все-таки сфера перевозок находится под жестким контролем государства, а среди ключевых игроков в ней встречаются отставные генералы и бандиты, причем с хорошими политическими связями. Но опыт работы в семейном бизнесе вполне подготовил Тана к ведению собственного дела в южноазиатских реалиях, где политика и бизнес тесно взаимосвязаны....