Банки вылетают 'Аэрофлотом'

Клиенты карточной программы «Аэрофлот бонус» банка «Русский стандарт» в пятницу получили от авиакомпании сообщение, что начисление миль прекращено «по не зависящим от 'Аэрофлота' причинам». По словам получившего письмо клиента, в банке ему не смогли объяснить произошедшее, а в «Аэрофлоте» сообщили, что банк не может выполнить свои обязательства и мили будут начислены лишь по операциям, проведенным до 14 мая.

В воскресенье «Русский стандарт» сообщил о прекращении эмиссии кобрендинговых карт Aeroflot American Express и Aeroflot MasterCard: начисление миль по выпущенным картам прекращается, взамен клиентам предложен повышенный cash-back - банк будет возвращать им 3% платежей по карте.

В начале 2014 г. в программе «Аэрофлот бонус» участвовали семь банков: Сбербанк, Альфа-банк, Ситибанк, «Русский стандарт», Газпромбанк, «СМП банк» и «Уралсиб». Сейчас в рекламе «Аэрофлота» представлены лишь первые три.

Первым программу покинул «Уралсиб»: в апреле он перестал выпускать новые карты, старые остались на обслуживании до конца срока действия. Как выяснили «Ведомости», вскоре покинул программу Газпромбанк (его представитель не смогла уточнить, когда это произошло: «Недавно, месяц-два назад»).

«Русский стандарт» - старейший участник программы, он начал работать с «Аэрофлотом» в 2002 г. Вскоре к программе присоединился Сбербанк, однако «Русский стандарт» не боялся конкуренции с крупнейшим банком страны: тот предлагал только дебетовые карты, а банк Рустама Тарико был безоговорочным лидером по выпуску кредиток. Конкуренция начнется, когда на этот рынок выйдет Сбербанк, говорил тогда предправления «Русского стандарта» Дмитрий Левин.

Так и произошло. По данным Frank Research Group, к концу 2011 г. Сбербанк стал крупнейшим игроком рынка кредитных карт, а к маю его портфель карточных кредитов достиг 323 млрд руб. против 184 млрд у «Русского стандарта».

В апреле гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что компания намерена сократить число участников программы, поскольку клиенты банков пользуются бонусами, но не летают за деньги. «Аэрофлот» начал менять условия сотрудничества, и для некоторых банков программа потеряла смысл: они не смогли раздать оговоренное количество бонусных миль.

«СМП банк» из программы не выходил, уведомлений об этом от «Аэрофлота» не получал и сейчас выясняет, почему информация о нем исчезла с сайта авиакомпании, говорит начальник управления платежных инструментов Елена Дворовых.

Представители банков, покинувших программу, уверяют, что этот бизнес был для них незначителен, а оставшиеся оценивают «Аэрофлот бонус» более серьезно. «Для нас это очень важный бизнес, у нас выпущено порядка 100 000 карт, и мы рассчитываем, что он будет только расти», - говорит член правления Ситибанка Михаил Бернер.

Выход из бонусной программы крупной авиакомпании не может быть незначимым событием для любого банка: такие программы помогают привлекать новых клиентов, а выпущенные по ним карты отличаются повышенным объемом транзакций, говорит зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Его банк участвует в аналогичной программе Miles and More, предлагающей бонусы от авиакомпаний, входящих в Star Alliance (основной участник - Lufthansa). По его словам, Райффайзенбанк рассматривал возможность присоединения к «Аэрофлот бонусу», но не смог договориться о приемлемых условиях. Его примеру последовал «Русский стандарт»: на этой неделе будут объявлены результаты тендера, по которому банк также присоединится к Miles & More, сообщил его представитель.

У Ситибанка также есть программа Miles & More, говорит Бернер: «Она ориентирована на тот же имущественный сегмент, что и 'Аэрофлот бонус', но мы не рассматриваем эти программы как конкурирующие - их потребители несколько по-разному тратят деньги».

Представители Сбербанка, Альфа-банка и «Аэрофлота» от комментариев отказались.