В то же время кредитоспособность банков находится под давлением ввиду ограничений на конвертацию валюты, директивного кредитования, слабого корпоративного управления и повышенных кредитных рисков из-за ограниченной финансовой прозрачности большинства компаний в стране.
Рост ВВП Узбекистана составил 8% в 2013 г. при поддержке расходов государства на развитие промышленности. Государственный баланс остается сильным с низким уровнем госдолга (8,7% ВВП), бюджетным профицитом в 1,2% ВВП и положительным счетом текущих операций (1,7% ВВП). Однако экономика является уязвимой к внешним потрясениям, так как экспорт отличается доминированием сырьевых товаров и концентрацией по нескольким странам, а внешние финансы поддерживаются значительным объемом денежных переводов гражданами Узбекистана, работающими в России. Более того, институциональные реформы идут медленно при ограниченном улучшении сложного на сегодня делового климата.
Рост банковского кредитования продолжается быстрыми темпами (28% в 2013 г.) на фоне сильного роста экономики и низкого уровня проникновения кредитования (отношение кредитов к ВВП составляло 22% в конце 2013 г.). Доля обесцененных кредитов согласно отчетности по МСФОнаходилась на умеренном уровне в 8% в конце 2013 г., и благоприятное влияние на данный показатель оказывал рост кредитных портфелей.
В то же время незарезервированные обесцененные кредиты были равны существенным 22,5% капитала сектора в конце 2013 г. Кредитование в иностранной валюте составляло значительные 40% всех кредитов, но в качестве позитивного фактора отмечается наличие валютных доходов у большинства заемщиков, а валютная позиция сектора является сбалансированной относительно валютного фондирования(39% всех пассивов).
Основой фондирования сектора являются депозиты (65% пассивов в конце 2013 г.) при комфортном отношении кредитов к депозитам: 80% на ту же дату. Клиентское фондирование является преимущественно краткосрочным, хотя довольно стабильным. Риск ликвидности также сглаживается за счет в целом высокой доли ликвидных активов (около 25% в конце 2013 г.). Однако источники долгосрочного фондированияявляются недостаточными и ограничены депозитами Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (16% пассивов сектора) и внешними иностранными заимствованиями (менее 10% пассивов сектора), в основном привлеченными в рамках поддерживаемых государством программ проектного финансирования.
Капитализация согласно отчетности, хотя и снижалась, оставалась приемлемой на конец 2013 г.: отношение «капитал/активы» было равно 9,6%, а коэффициент «капитал/кредиты» составлял 15,4%. По оценкам Fitch, доступный буфер капитала был бы достаточным для повышения резервов примерно на 11% кредитов в среднем, что полностью покрыло бы резервами существующие проблемные кредиты. Однако данный момент следует рассматривать в контексте быстрого роста и лишь умеренной прибыльности сектора (возвратность на активы в среднем составляла 1,2% в 2013 г.).
Последний показатель обусловлен низкомаржинальным директивным кредитованием в госбанках и недостаточным масштабом частных банков. Согласно указу правительства банки обязаны наращивать капитал минимум на 20% в год до 2015 г., и прогнозируется, что рейтингуемые госбанки (которые ожидают определенных взносов капитала от государства) будут выполнять это требование.