Как смартфон в США заменил кондуктора

Сорок работников компании Masabi трудятся в здании бывшего товарного склада времен королевы Виктории. Стартап основан 14 лет назад выпускниками Оксфорда. Сперва - чтобы разработать механизм любых платежей с помощью сотового телефона. Шесть лет назад решили специализироваться на железнодорожных билетах. Одной из причин было стремление избежать излишней конкуренции на рынке онлайн-платежей. «Мы разглядели болевую точку потребителей - их мучения с разменом денег для покупки билета [в кассе-автомате] и угрозу опоздать на поезд», - говорит один из основателей и гендиректор Masabi Бен Витекер.

В итоге Masabi выпустила приложение JustRide. Пользователь вводит данные поездки, оплачивает нужную сумму и видит на экране смартфона штрих-код, который считывался турникетом или кондуктором. В прошлом году эту систему стал использовать ряд железнодорожных компаний Великобритании. Но далеко не каждую поездку можно так оплатить. Во-первых, часть компаний пока не соблазнилась новинкой. Во-вторых, не везде турникеты умеют считывать штрих-код с довольно большого в отличие от билета смартфона.

Куда успешнее бизнес пошел в США, где пассажирским компаниям вроде бостонской MBTA показалось проще заменить устаревшую систему турникетов кондуктором.

Путь в Америку был не из легких - у страны весьма непростые процедуры приобретения подобных технологий за рубежом. Но MBTA провела сделку не как IT-проект, а как соглашение вроде тех, которые она заключает с заведениями, торгующими ее билетами. «Это сэкономило нам год», - гордится технический директор MBTA Гари Фостер.

Хватит ли Вам знаний об устройстве мира для работы в Google? →

Masabi получает от MBTA и других клиентов не фиксированную плату за внедрение своей технологии, а процент от каждого проданного билета. А так как удобный сервис пользуется день ото дня все большей популярностью, то выручка компании в Великобритании с 45 млн фунтов в прошлом году должна вырасти до 100 млн в этом.

Успешным ростом компания отчасти обязана контракту с лондонской Thames Clippers, которая в прошлом месяце ввела электронные билеты для своих катамаранов - речных такси. За шесть последних лет Masabi привлекла $8,8 млн инвестиций от MMC Ventures, M8 Capital и Fontinalis Partners, но так и осталась убыточной - деньги уходят на открытие новых офисов в США и расширение лондонской команды. Витекер успокаивает, что модель работы компании позволит ей быстро стать прибыльной, как только их сервис чуть подраскрутится. «Бизнес-модель программного обеспечения как услуги (SaaS, когда потребителям не нужно устанавливать программное обеспечение, они платят за доступ к веб-приложению. - “Ведомости”) позволяет легко масштабировать бизнес, так что Masabi скоро должна стать прибыльной, и чем больше пользователей у нее будет, тем великолепнее будет финансовый результат», - уверен Витекер.

В этом году бизнес должен расшириться и в США, когда компания Nassau Inter-County Express (бывшая MTA Long Island Bus) внедрит у себя технологию Masabi. Но даже если удастся перевести на эту систему оплаты всех операторов железных дорог, метро и автобусов США, выручка компании вряд ли будет намного больше, чем от работы на шестимиллиардном рынке продаж билетов основных железнодорожных компаний Великобритании. «Европа - гигантский рынок для нашей технологии. Впрочем, как и Азия», - оптимистично заключает Витекер.

FT, 16.07.2014, Антон Осипов

Профессии, которые уничтожит автоматизация