Кабмин отдает украинскую ГТС компаниям из ЕС и США

По мнению правительства, это навсегда заблокирует для российского «Газпрома» доступ к украинской «трубе» и даже поставит крест на «Южном потоке» - газопроводе, который Россия намерена построить по дну Черного моря в обход украинской территории.

Кабмин просит у парламента разрешения продать контроль над украинской газотранспортной системой (ГТС) американским и/или европейским инвесторам. По мнению правительства, это навсегда заблокирует для российского «Газпрома» доступ к украинской «трубе» и даже поставит крест на «Южном потоке» - газопроводе, который Россия намерена построить по дну Черного моря в обход украинской территории.

ГТС - на Запад!

Таким образом украинское правительство пытается, наконец, поставить точку в многолетнем поиске инвесторов для модернизации и ремонта украинской ГТС. В среду в Верховную Раду Кабинет министров внес законопроект, который предусматривает совместное с частными иностранными инвесторами управление системой хранения и транспортировки газа. В документе сказано, что функции оператора единой газотранспортной системы могут быть закреплены за компанией, в которой государству Украина будет принадлежать не менее 51% акций, тогда как владельцами остальных могут быть резиденты, учрежденные компаниями и структурами из стран Евросоюза или США.

«Это прямое ограничение конкуренции и может повлечь претензии ВТО к Украине», - считает Дмитрий Марунич

«Учредитель и собственник предприятия, на которое возложены функции оператора Единой газотранспортной системы, должны иметь значительный опыт управления ГТС на американском или европейском рынке», - такое требование к будущим партнерам содержится в законопроекте. Аналогичные предложения по вхождению иностранных резидентов касаются и управления подземными хранилищами газа (ПХГ). Напомним, недавно Кабмин решил разделить оператора украинской ГТС - компанию «Укртрансгаз» на две: первая будет заниматься газопроводами, вторая - газовыми хранилищами.

Шире круг

Невооруженным глазом видно, что в законопроекте заложена юридическая мина не такого уж и замедленного действия. Ограничивая круг потенциальных соинвесторов компании по управлению ГТС, Кабинет министров создает дискриминационные условия для всех, кто не включен в узкий круг. «Это прямое ограничение конкуренции и может повлечь претензии ВТО к Украине», - считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Причем среди таких невошедших могут быть структуры, готовые вкладывать немалые деньги в наши трубопроводы и также имеющие богатый опыт работы на газотранспортном рынке.

Например, генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко полагает, что правильнее было бы расширить список субъектов, которые могут получить доступ к украинской ГТС, за счет компаний из Арабских Эмиратов, Японии, Китая. «Евро­пейские компании лучше знают ситуацию на месте, но этот бизнес будет интересен любой крупной нефтегазовой компании, ведь речь идет о том, чтобы управлять одними из крупнейших в мире газовыми хранилищами и огромным бизнесом по транспортировке газа», - подчеркнул он.

По мнению Марунича, потенциально интерес к украинским ПХГ мог бы проявить Азербайджан, но и он не подпадает под действие закона.

Против «Газпрома»

В число претендентов на участие в укра­инской ГТС не попадает и "Газпром", что пришлось не по душе руководству компании и российским чиновникам. По мнению министерства иностранных дел РФ, будущее украинской ГТС не может решаться без российского монополиста. «Мы давно предлагали украинской стороне поговорить о проблемах ГТС, причем и в тройственном формате 'Россия - Украина - ЕС', но Еврокомиссия посчитала, что этот вопрос будет касаться только взаимоотношений Украины и ЕС. Уверен, без российского участия такие вопросы просто по определению не могут решаться», - заявил вчера официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.

На самом деле документ не просто не учел интересов и влияния «Газпрома», а прямо направлен против этой компании. «Этот законопроект развеивает все иллюзии 'Газпрома' о том, что он может еще какието парт­нерские отношения построить с Украиной в отношении транзита», - сказал он.

Пока россияне пошли на обострение конфликта. Вчера стало известно, что "Газпром экспорт", осуществляющий экспорт российского газа, хочет разорвать договор, по которому Украина компенсирует суточные колебания потребления газа в Европе, подавая при необходимости в ЕС газ из украинских ПХГ. По мнению президента Центра глобалистики «Стратегия-XXI» Михаила Гончара, теперь Украина будет вынуждена (в случае перебоев с поставками) подавать в Европу свой газ без компенсации со стороны «Газ­прома» (как это предусматривает разрываемый договор), в противном случае ее могут обвинить в краже топлива.

Глобальный план

По мнению Арсения Яценюка, который убеждал вчера депутатов рассмотреть закон, разрешающий участие иностранных компаний в бизнесе по хранению и транспортировке газа, это должно сделать нецелесообразным строительство «Газпромом» газопровода в обход Украины. «Это дает нам возможность остановить строительство 'Южного потока' и направить все объемы, которые планировались по »Южному потоку", через украинскую газотранспортную систему, так как в этом будут в первую очередь заинтересованы страны - члены ЕС", - отметил премьер. Однако его точку зрения разделяют не все. Марунич считает, что "Газпром" не будет заинтересован в продаже газа комулибо в Украине или в Восточной Европе, прибегая к услугам новосозданной компании, контролирующей украинские ПХГ. «Это будет на руку экономике этого совместного предприятия. Поэтому 'Газпром' все равно будет строить 'Южный поток', и Евросоюз не сможет ему это запретить», - заверил он.

Премьер-министру вчера стоило немалых трудов убедить парламентариев: два голосования по этому вопросу были провалены и лишь с третьей попытки, после того как Яценюк по­обещал, что парламент примет участие в утверждении кандидатур иностранных партнеров, документ был включен в повестку дня текущей сессии.