Крупные американские банки пока не могут похвастаться ни успехами в сокращении издержек, ни ростом бизнеса: падают доходы и обороты трейдинговых операций, слабеет спрос на кредиты. «Необходимо и дальше резать расходы, поскольку восстановление экономики займет больше времени, чем все мы думали», - говорит финансовый директор Bank of America (BofA) Брюс Томпсон.
В 2011 г. BofA пообещал агрессивно бороться с издержками, а гендиректор JPMorgan Chase Джеймс Даймон дал акционерам слово «неустанно следить за расходами».
Но банки не могут совладать с ростом компенсаций, инвестиций в IT-системы и расходов на надзор. В 2009-2013 гг. у крупнейших банков США - JPMorgan, Bank of America, Citigroup, Wells Fargo, Goldman Sachs и Morgan Stanley - такие затраты увеличились на 9,6%, а доходы сократились на 9,7% (данные SNL Financial). По оценке аналитиков, опрошенных Thomson Reuters, во II квартале их доходы снизятся на 5% до $102,16 млрд (в годовом исчислении), прибыль - на 6,8% до $20,38 млрд.
Рост расходов на надзор связан с более агрессивным настроем регуляторов. В 2012-2014 гг. JPMorgan, к которому у регуляторов особенно много претензий, наймет 13 000 новых сотрудников, отвечающих за надзор, сообщил Даймон.
С 2011 г. шестерка крупнейших банков США сократила штат на 7,5% до 88 110 рабочих мест. Но траты на вознаграждения в 2009-2012 гг. увеличились на 5,5% до $149,6 млрд, в 2013 г. они составляли $149,4 млрд. В 2013 г. расходы на компенсации шести банков составили 35% их доходов по сравнению с 30% в 2009 г. и 29% в 2007 г.
Расходы на регулирование банки не раскрывают, но отчасти о них можно судить по их судебным издержкам. В 2013 г. JPMorgan согласился заплатить более $20 млрд по судебным разбирательствам. Для сравнения: компенсационные расходы банка составили $31,39 млрд. Затраты на вознаграждения растут из-за возвращения бонусов, найма дорогостоящих сотрудников, занимающихся надзором, а также увеличения стоимости акций банков, которые выплачиваются в виде бонусов.
Банки продолжают резать расходы. В Morgan Stanley, который еще несколько лет назад ограничил использование сотрудниками BlackBerry, теперь все больше контрактов заключается через аукционы платформ типа eBay. Это позволяет сэкономить 5% на печати визиток и покупке картриджей для принтера. JPMorgan внедряет экспресс-киоски, позволяющие клиентам совершать большое количество операций без участия сотрудников. С 2011 г. в 400 отделениях появилось более 1100 таких киосков, к концу года их будет уже 1700, а банк сократит за счет этого часть персонала. Кливлендский банк KeyCorp сократил офисную площадь на 20% - и это не предел, отмечает его представитель Кейн Кретцингер. Расположенный в Алабаме Regions Financial за последние пять лет отказался от трети офисного пространства.
WSJ, 8.07.2014, Татьяна Бочкарева