В пятницу стало известно, что пассажиры «Московии» не могут вылететь из Тивата, Антальи и Волгограда. Как пояснила «Ъ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, проблемы возникли из-за долга «Московии» за топливо. Часть пассажиров купила билеты на рейсы других авиакомпаний, но многие продолжают ждать вылета. «Московия» - назначенный перевозчик в Черногорию, обслуживает около 1 тыс. человек в день (три рейса в сутки). Еще один рейс не мог вылететь из Волгограда в Анталью, а Транспортная клиринговая палата объявила о прекращении продажи билетов на рейсы «Московии» и будет возмещать купленные билеты. В аэропорту Домодедово «Ъ» сказали, что «рассматривают возможность остановки обслуживания самолетов перевозчика в связи с отсутствием у него средств на продолжение операционной деятельности в аэропорту». По словам источника, близкого к авиакомпании, причиной проблем в том, что «деньги для оплаты услуг застряли на счетах в банке, в отношении которого ведется проверка». Банк собеседник «Ъ» не назвал, но обещал выполнить обязательства.
В пресс-службе Домодедово позже уточнили, что «на ближайшие дни вопрос обеспечения оплаты за обслуживание урегулирован». В «Газпром нефти» (заправляет самолеты в Тивате и Анталье) и в Росавиации от комментариев отказались. Источник «Ъ» на рынке говорит, что «Московия» имеет долги за топливо во всех аэропортах, куда летает. В субботу на сайте компании было опубликовано извинение и заявление, что она выполняет рейсы по расписанию. Последний из задержанных рейсов из Тивата вылетел в субботу вечером.
«Московия» создана в 1995 году, с 2008 года получила нынешнее название. Базируется в Домодедово. Летает в Анталью, Тиват, Астрахань и ряд городов Узбекистана. Флот состоит из двух Boeing 737-700, Boeing 737-400 и двух Sukhoi Superjet 100. В 2013 году перевезла 244 тыс. пассажиров. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», в 2012 году выручка «Московии» - 2,2 млрд руб., чистая прибыль - 8 млн руб., кредиторская задолженность - 1,7 млрд руб. 51% акций у ЗАО «Русавиаинтер» Алексея Упорова.
Проблемы у «Московии» возникли давно. Основные претензии к ней выдвигала Финансовая лизинговая компания (ФЛК; банкрот с сентября 2012 года) по долгу за лизинг самолетов. С 2010 года ФЛК и «Московия» не раз подавали на банкротство перевозчика, а в 2011 году Росавиация останавливала его сертификат эксплуатанта. Последнее ходатайство о банкротстве временный управляющий «Московии» Дмитрий Терентьев подавал в феврале 2013 года. По его словам, в апреле кредиторы «Московии» заключили мировое соглашение с отсрочкой уплаты долга (сейчас свыше 90 млн руб.). До 15 июля авиакомпания должна была заплатить кредиторам 35 млн руб., после чего получала отсрочку на уплату остатка долга до середины 2017 года. Но график, по словам господина Терентьева, сорван, отставание - почти 50%.
По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, с «Московией» работают немногие участники рынка. Как пояснил «Ъ» основной собственник одного из них - «Лабиринта» - Михаил Шаманов, прямого договора с «Московией» у компании нет, но перевозчик закрывает несколько направлений, в частности Черногорию. Разрывать отношения с «Московией» господин Шаманов пока не планирует. Он считает, что проблемы компании связаны с тем, что из строя одновременно вышло 50% парка: такие прецеденты на рынке были, и компании продолжали работать. Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что перевозчику придется убедить в своей дееспособности не только поставщиков и пассажиров, но и продавцов билетов. Источник среди агентов заявил «Ъ», что развитие ситуации будет зависеть от стабильности операционной деятельности компании.
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова, Кирилл Мельников