Авиасалон набился наполовину

Первый день работы международного авиасалона в британском Фарнборо начался с ряда заявлений крупнейших международных авиастроительных корпораций. Европейский концерн Airbus объявил о запуске программы А330neo - ремоторизованного семейства широкофюзеляжных самолетов. Благодаря новому двигателю Rolls-Royce расход топлива на кресло у A330neo сократится на 14%, а дальность полета увеличится на 740 км. Поставки первых самолетов начнутся в 2017 году. Boeing представил самолет новейшей продуктовой линейки Boeing 737 - MAX-8 емкостью 200 кресел. Первым крупным коммерческим заказом этого самолета станет соглашение Boeing с низкобюджетным британским перевозчиком Monarch Group. Общая стоимость потенциального контракта на 30 самолетов составляет $3,1 млрд в ценах каталога. Американская корпорация также договорилась с лизинговой компанией Avolon о возможной поставке шести самолетов 787-9 Dreamliner и опционе на пять 737 MAX-9. Стоимость контракта оценивается в $2 млрд.

Половина российской делегации не смогла приехать на авиационный салон в британский Фарнборо из-за задержки в выдаче виз посольством Великобритании, рассказал замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь на пресс-конференции в рамках авиасалона. По его словам, на визы подали 347 человек, но документы удалось получить вовремя лишь 167 участникам. «Поэтому деятельность российской стороны на авиасалоне осложнена, но не парализована»,- отметил господин Слюсарь. Посол России в Великобритании Александр Яковенко отметил, что пока остается непонятна логика британской стороны при выдаче виз. «С одной стороны, британцы заявили, что из-за позиции России по Украине не могут контактировать с российской стороной на официальном уровне, при этом значительную часть виз не получил технический персонал»,- отметил господин Яковенко.

Но, несмотря на сократившееся количество обслуживающего персонала, корпорация «Иркут» впервые привезла за рубеж летный тренажер МС-21, а общие обязательства российской стороны по встречам выполняются в полном объеме. К концу первого дня деловой программы стало известно о подписании ОАК соглашения на поставку семи самолетов SSJ-100 казахской авиакомпании Bek Air.

Впрочем, на фоне массовой невыдачи виз российской делегации и отсутствия многих руководителей компаний некоторые мероприятия российской стороны прошли в закрытом формате. Boeing сообщил о том, что продлил до 2022 года долгосрочный контракт с ВСМПО-АВИСМА (крупнейший российский производитель титановой продукции) на поставку титанового проката. Гендиректор российской корпорации Михаил Воеводин на подписании не присутствовал.

О развитии отечественного гражданского авиапрома рассказал президент ОАК Михаил Погосян. В этом году на авиасалоне демонстрируются два самолета SSJ-100 - в ливрее мексиканской авиакомпании Interjet (емкость 93 кресла) и российской авиакомпании «ЮТэйр-Экспресс». По словам господина Погосяна, сейчас c мексиканским перевозчиком ведутся переговоры об опционе на десять SSJ-100.

Говоря о дальнейшем развитии деятельности «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), гендиректор итальянского партнера ГСС - Alenia - Джузеппе Джордо рассказал о намерении объединить подразделения Superjet International и ГСС по реализации самолетов и техподдержке клиентов. В ближайшее время станет известно, кто возглавит новое подразделение. Глава SJI Назарио Каучелья пояснил «Ъ», что новый руководитель должен обладать «глубокими знаниями о рынке региональных коммерческих самолетов» и уметь «объединить разные менталитеты партнеров - русский и итальянский». Господин Джордо также добавил, что политические разногласия между Россией и Украиной не отразятся на сотрудничестве сторон.

Елизавета Кузнецова