По данным «Связного», за 2013 г. в России было продано 60 000 носимых устройств на сумму примерно 400 млн руб., а только за первое полугодие 2014 г. - приблизительно 100 000 таких устройств. Годом ранее, в 2012 г., в России фактически не было рынка носимой электроники: этих устройств в продаже - во всяком случае, официальной - было очень мало, передал «Ведомостям» коммерческий директор «Связного» Юрий Лабис. А в 2014 г. рынок вырастет до 1,5 млрд руб., будет продано примерно 220 000 устройств, прогнозирует он.
Носимую, как правило, на теле пользователя электронику (wearable gadgets) «Связной» делит на несколько категорий, самыми крупными из которых являются компьютерные часы, подключаемые к смартфонам, спортивные сенсоры, контролирующие состояние владельца, умные очки, например Google Glass, и миниатюрные видеокамеры (например, GoPro).
Носимые аксессуары могут стать в 2014 г. едва ли не самым быстрорастущим сегментом рынка портативной электроники, прогнозирует Лабис. Сегменты смартфонов и планшетов в натуральном выражении выросли в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 51 и 125% (в денежном - на 35 и 65%), но в этом году темпы роста будут более умеренными, прогнозирует он. Рост спроса на wearable gadgets, по его мнению, связан с увеличением проникновения смартфонов, пользователи которых и являются основными покупателями носимой электроники, говорит он. Большинство wearable gadgets связаны со смартфонами и, по сути, дополняют их. Влияет на рост и постепенное снижение цены на умные аксессуары: сейчас такое устройство стоит около $200, на рынке уже появились часы B-брендов, стоящие около 2500 руб., отмечает Лабис.
Сотрудники других розничных сетей, опрошенные «Ведомостями», затруднились оценить российский рынок носимой электроники, однако оценки и прогнозы «Связного» считают излишне оптимистичными. Крупные федеральные сети бытовой техники и электроники продают в неделю в среднем втрое больше фитнес-трекеров, чем смарт-часов, отмечает представитель Media Markt Анна Трофимова.
Из всех производителей носимой электроники в России, пожалуй, заметен только Samsung, считает исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. Все остальные предложения - единичные решения или продукция безвестных производителей, которые сильно переоценили спрос, передал он «Ведомостям». Темпы развития этого сегмента гораздо ниже ожиданий - к таким перспективным устройствам российский рынок пока не готов, считает Луканин.
Товары, которые перечисляет «Связной», пока либо практически не продаются в России, либо начали продаваться только в 2014 г., говорит представитель «М.видео» Антон Пантелеев. В январе - феврале 2014 г. на всем рынке было продано не более 1000 носимых устройств, считает он. Впрочем, по словам Пантелеева, с середины июня по середину июля 2014 г. только в «М.видео» было продано примерно 1000 таких гаджетов. Он прогнозирует, что в 2014 г. по сравнению с 2013 г. рынок вырастет в натуральном и денежном выражении более чем вдвое.
Рынок смартфонов продолжает уверенно расти, вместе с ним также динамично развивается рынок носимых устройств, отмечает руководитель направления развития бизнеса и ценообразования Sony Mobile Communications в России и СНГ Борис Боренко. По его словам, сейчас во всем мире продано уже примерно 500 000 SmartWatch 2 - умных часов нового поколения от Sony. Носимая электроника дополняет и расширяет возможности смартфонов, уверен он.