Вчера пресс-служба правительства опубликовала протокол совещания у премьера Дмитрия Медведева о механизмах опережающего развития Дальнего Востока. На совещании обсуждался разработанный Минвостокразвития законопроект о территориях опережающего развития (ТОР). Они увеличат инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, уверены в ведомстве. Площадки для ТОР уже отобраны, говорил министр развития Дальнего Востока Александр Галушка: всего 38, на 14 из них уже готовы прийти инвесторы. Среди них Hitachi, Mitsubishi, Mitsui, Kawasaki, южнокорейские Samsung, LG и Daewoo.
ТОР могут появиться не только на Дальнем Востоке, но и по всей России, следует из протокола. Предусмотреть такую возможность в законопроекте Медведев поручил Минвостокразвития. Также премьер поручил прописать в законопроекте право правительства создавать «юридические лица (институты развития)» для управления ТОР. Для их резидентов будет действовать особый порядок возмещения НДС, а ставка страховых взносов составит 7,6% в течение первых 10 лет. Регионы и муниципалитеты смогут устанавливать пятилетние налоговые льготы по налогу на имущество и землю.
Решение о возврате резиденту НДС будет приниматься в течение 10 дней, а не трех-четырех месяцев, как сейчас, поясняет замминистра по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов. Федеральная часть налога на прибыль будет обнулена, а региональная составит не более 5% в первые пять лет и не менее 10% в следующие пять, рассказывает о дополнительных льготах Степанов. По его словам, в первые три года ТОР будут создавать только на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а расходы на строительство инфраструктуры понесет федеральный бюджет (см. врез).
Процедура создания и управления ТОР напоминает процедуру создания и управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ): их также создает правительство, управляет зонами госкомпания, инфраструктура строится на федеральные средства, у резидентов есть налоговые льготы. Но правительство эффективностью ОЭЗ недовольно: по поручению вице-премьера Дмитрия Козака Минэкономразвития готовит поправки в законодательство, передающие полномочия по управлению зонами с федерального на региональный уровень.
Четкого обоснования, почему ТОР должны заработать лучше, чем ОЭЗ, нет, отмечает Иван Чемичев из «МЭФ-аудита»: «В условиях дефицитного бюджета договориться с Минфином о создании зон с льготным налогами будет непросто». Пресс-служба Минфина на запрос «Ведомостей» не ответила.
У ТОР есть ряд преимуществ перед зонами, отмечает Степанов: их профиль шире - они в отличие от ОЭЗ не подразделяются на типы, более выгодна и система налоговых льгот. ОЭЗ базируется на инициативе региональных властей, а ТОР - на интересах инвестора, подчеркивает замминистра.
Можно было использовать и ОЭЗ, но институт себя дискредитировал, считает первый заместитель руководителя Центра экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая Юрий Демочкин. Перед запуском ТОР нужно убедиться, что на продукцию их резидентов существует спрос, иначе институт постигнет та же участь, что и ОЭЗ, предупреждает эксперт.