Три студента МВА бизнес-школы Berkeleys Haas School of Business проделали долгий путь с момента основания в 2007 г. небольшого стартапа на деньги, выигранные в конкурсе этого вуза на лучший бизнес-план. Но нельзя сказать, что путь этот был прост и прям.
Талантливая троица
Сейчас TubeMogul - это система, позволяющая рекламодателям управлять большими объемами рекламы и данных через один интерфейс. А начинался он как программа, позволяющая отслеживать и анализировать просмотры своих роликов на YouТube.
«Иногда ты понимаешь, что мир лег к твоим ногам, а то вдруг начинаешь размышлять, не пора ли закрывать лавочку», - усмехается сооснователь и президент TubeMogul по развитию продукта Джон Хьюз. И он, и другой сооснователь и генеральный директор стартапа - Бретт Уилсон уверены, что, не поступи они в бизнес-школу, ничего бы не было.
Хьюз и Уилсон были уже знакомы, а на курсе в Haas к ним присоединился третий будущий сооснователь TubeMogul - Марк Ротблат. «Мы довольно быстро распознали друг в друге людей, которые собираются сотворить нечто великое, как только получат диплом», - шутит Уилсон.
Пройдите тест: Способны ли Вы привлечь инвестора? →
Хьюз и Уилсон попытались выиграть конкурс бизнес-планов еще во время первого года обучения. Но провалились. Тогда они отправились набираться знаний на летнюю стажировку в Кремниевую долину - один в Adobe, другой в Yahoo!. И туда, и обратно они ездили на одном и том же поезде и по пути делились идеями и полученным опытом.
Горы и силы
На второй год у них начала выкристаллизовываться концепция TubeMogul. Поначалу стартап замышлялся как аналитический инструмент для YouTube. Друзья начали создавать сайт - код им писали практиканты университета Berkeley, труд которых стартаперы оплачивали из собственного кармана. Для написания бизнес-плана в январе 2007 г. был рекрутирован знакомый студент с первого курса МВА Кит Иди. «Фактически мы создали проект, пока учились. Каждый год был бизнес-инкубатором», - говорит Хьюз.
Ротблат присоединился к команде в феврале 2007 г. как специалист по работе с клиентами. В то время подписка на стартап была бесплатной. «Мне надо было понять, кто наши клиенты и что им надо, - вспоминает Ротблат. - Я вел список проблем, с которыми они сталкивались, и доносил эту информацию до команды».
«Мы были способны сворачивать горы, располагая малыми силами», - констатирует Уилсон. Их усилия окупились. К следующему конкурсу бизнес-планов был готов вполне работоспособный прототип программы. Жюри одобрило идею. Хьюз, Уилсон и Ротблат неожиданно обнаружили, что у них есть грант на $20 000 от Berkеley и право пользоваться «несколько обшарпанным помещением» бизнес-инкубатора Haas.
У стартапа могло бы быть больше сооснователей. Но Иди предпочел сконцентрироваться на учебе - шел второй год его МВА. Потом он устроился в Boston Consulting Group. Но через три года судьба снова привела его в TubeMogul. «Сейчас он отвечает за маркетинг. Присоединись он к нам с самого начала, его пакет акций был бы куда больше», - подтрунивает Уилсон.
Но и троице основателей решение далось нелегко. «Непросто начинать бизнес с нуля и работать бесплатно, когда потратил кучу денег на оплату курса МВА, а потом обнаружил, что вот-вот сломя голову бросишься в полную неизвестность», - рассуждает Уилсон. Ему с Хьюзом пришлось скрепя сердце отправить в корзину немало заманчивых предложений о работе....