Однажды, сидя на террасе кафе напротив магазина женского белья, Гульназ Хусаинова наблюдала за покупателями. 90% посетителей были мужчины. Когда продавцы спрашивали, какой размер бюстгальтера носит дама, которой они выбирают подарок, покупатель только и мог ответить: «Вооот такой!», изобразив грудь как минимум размера Е. Тогда-то Хусаинова и придумала создать новый сервис - приложение для iPhone, которое могло бы по фото человека точно определять размер одежды.
Диагноз по фотографии
До этого Хусаинова около восьми лет занималась собственными интернет-проектами. А в 2012 г. появился сервис EasySize. По сути, это программа, которая с помощью математических формул по фотографии человека в полный рост вычисляет его размеры - одежды, белья, джинсов. По идее, такой сервис должен помогать покупать в сети одежду не только самому себе, но и в подарок, говорит Хусаинова. Некоторые люди, особенно мужчины, не знают собственных размеров, и он был бы им точно полезен, добавляет Дмитрий Неткач, управляющий партнер компании Watcom Shop Mechanics. Предполагалось, что EasySize встроится в процесс онлайн-покупки: когда человек выберет модель, ему предложат ввести фото и определить размер.
Как оказалось, размерный определитель получился сложным и затратным по времени для покупателей. Исследования показывают: люди покупают одежду в офисе, в перерывах между работой, и предпочитают делать это быстро, без лишних кликов, говорит Хусаинова.
Зачем успешному человеку нужен digital-интеллект →
Поэтому сервис пришлось упростить до кнопки, которая определяет размер, анализируя предыдущие покупки пользователя. Если покупательница носит платье Zara размера М и хочет купит платье Calvin Klein, ей предложат соответствующий размер с учетом особенностей размерного ряда бренда. EasySize сейчас работает в пилотной версии в двух интернет-магазинах в Дании и в одном в Бразилии. Российские ритейлеры пока не готовы к внедрению таких сервисов, замечает предпринимательница. Хотя на западном рынке приходится конкурировать с похожими стартапами: fitbay, upcload, virtusize.me, fits.me. В прошлом году Хусаинова с идеей EasySize выиграла конкурс датского акселератора Startupbootcamp и переехала жить в Копенгаген.
Мини для толстушки
Есть несколько способов помочь покупателю точнее выбрать размер и модель одежды. Например, интернет-магазин может установить на своем сайте услугу виртуальной примерочной, которая дает возможность прикинуть вещь на себя. Обычно для этого используют стандартный манекен, а иногда персонализированный - надо ввести свои параметры: рост, объем груди, талии и бедер. По идее, виртуальная примерка помогает понять, подходит ли конкретная модель к типу фигурe, устраивает ли длина и силуэт.
Такую технологию на своем сайте пытался внедрить Showrooms.ru, российский онлайн-агрегатор, на котором собраны предложения около 30 интернет-магазинов одежды и обуви (Sapato, Lamoda и др.). Эта технология нужна не только для того, чтобы вписаться в размер, она дает покупателю возможность поэкспериментировать с сочетанием вещей: подобрать юбку или туфли к свитеру. Виртуальная примерочная оказалась довольно дорогой и отнюдь не стимулирующей продажи технологией, говорит Михаил Соколов, совладелец Showrooms.ru. Чтобы технически обеспечить виртуальную примерку одной лишь вещи на сайте, нужно потратить на это 300 руб. Конечно, можно было бы довести себестоимость до 100 руб., но делать это не стали: примерочная никак не способствует росту продаж. Наоборот, такая примерка может сработать на снижение продаж, считает Соколов. Например, если использовать не манекен стройной девушки, а реальный, сделанный по параметрам женщины, которая весит около 100 кг, то примерка отобьет у нее всякое желание купить юбку, некрасиво обтянувшую ее фигуру....