Первая в мире высокоскоростная железная магистраль была построена в Японии в начале 60-х. Она соединила Токио с третьим по величине мегаполисом страны - Осакой. Дорога быстро завоевала популярность у населения, и уже через три года начала приносить прибыль, а через семь лет полностью окупила себя.
Потом высокоскоростные магистрали стали появляться в Европе, но лидером в этой области сегодня является Китай.
У нас есть «Сапсаны», но ходят они пока лишь по двум маршрутам: Москва - Петербург и Москва - Нижний Новгород. Для России с ее огромными расстояниями общей протяженности высокоскоростных железных магистралей, или, сокращенно, ВСМ, явно не хватает.
В чем преимущество этого вида пассажирского транспорта?
Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»
Поезд идет с остановками через 50-70 километров, он это расстояние проходит примерно за 15 минут. И, конечно, восприятие расстояния будет совершенно другим. Расстояния у нас меряются не только в километрах. На самом деле, для человека он меряется часах. Нам неважно, сколько километров, важно, сколько времени мы будем тратить на эту поездку. И исходя из нее, мы уже принимаем решение: комфортно оно, или не комфортно, поедем мы, или не поедем. Исходя из нее, мы выбираем и место жизни. Если сегодня есть хорошая транспортная доступность, там дороже жилье, там комфортнее жизнь, туда все и стремятся. Нет транспортной доступности - хоть там золотом все увешай - там жить никто не будет.
Учитывая положительный мировой опыт, принято решение развивать ВСМ и в России:
Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»
Предусмотрено строительство 4200 км высокоскоростных железных дорог, вдоль которых живет сегодня почти 100 миллионов населения, или 2/3. Это Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска. И Москва - Ростов-на-Дону - Адлер с возможным ответвлением в Крым. Посчитаны финансово-экономические показатели каждого направления, возможные пассажиропотоки, получаемый эффект для государства, в том числе за счет ускорения перевозок и появления так называемых агломерационных эффектов, связанных с выравниванием уровня жизни регионов. И эти расчеты показывает, что направление как раз на Нижний Новгород, Казань и Урал сегодня является самым эффективным.
По расчетам, реализация проекта ВСМ Москва - Казань займет 5 лет. Компания РЖД уже провела все необходимые консультации, подготовила документацию и ожидает сейчас решения правительства о начале работ по проектированию, которые должны стартовать в следующем году.
Большой интерес к проекту проявляют иностранные компании.
Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»
В Германии создано специальное объединение под названием «Немецкая инициатива», куда объединились 11 крупнейших компаний, включая немецкие железные дороги, Siemens, Deutsche Bank. Активно участвует, например, Siemens в разработке концепции нового поезда - это новое поколение «Сапсанов», которые будут производиться на территории Российской Федерации, на заводе, построенном на Урале - Синара-Сименс, «Уральские локомотивы». Активно продолжают работу французские компании. Мы ведем сегодня сотрудничество и совместную работу с компаниями Китая, которые имеют колоссальный опыт реализации таких проектов. Китай построил более уже 10-и тысяч километров высокоскоростных железных дорог, и продолжает это строительство. Для таких проектов, конечно, те технологии, которые используются сегодня на Западе или в Азии, должны быть применены у нас.
Какие средства потребуется вложить в проект на начальном этапе?
Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»
Для проектирования нужно 20 миллиардов рублей, из них 6 миллиардов мы предлагаем выделить этом году, остальные - в 15-м, ну и может быть часть - в 16-м году, что даст возможность в технологически приемлемые сроки, а это полтора года, выполнить инженерные изыскания, проект планировки территории, и стадию с получением заключения Главгосэкспертизы, что является основанием для проведения как конкурса на концессию, так и строительных работ в рамках первого участка Москва-Владимир.
Общая стоимость проекта ВСМ Москва - Казань оценивается в триллион рублей. Окупятся ли эти инвестиции?
Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»
Сегодня подтверждены расчеты Минэкономразвития, которые показывают, что реализация ВСМ имеет наибольший мультипликатор 1,46, то есть на каждый рубль, вложенный в ВСМ, другие отрасли экономики получают полтора рубля. Еще больший эффект возникает на стадии эксплуатации: только за первые 10-11 лет государство получает дополнительный прирост валового внутреннего продукта более 11 трлн. рублей, что, собственно, генерит дополнительные доходы бюджета более 3-х трлн. рублей. То есть, государство, вложив рубль, получает 10 обратно в течение первых 10-12 лет эксплуатации.
Заработать на проекте высокоскоростной железнодорожной магистрали смогут не только корпорации:
Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»
Из полутора триллионов мультипликативного эффекта более 250-и миллиардов приходится на сферу оптовой и розничной торговли, которая сегодня полностью практически состоит из малого и среднего бизнеса. Любое крупное машиностроительное предприятие заказывает сотни или тысячи наименований различной продукции и комплектующих, доля в которой и среднего и малого бизнеса велика. Любой строительный бизнес - это ж не только стройка, это как раз возможность участи на субподряде различных компаний.
Что даст обычным россиянам строительство ВСМ Москва - Казань?
Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»
Мы получаем транспорт, который можно охарактеризовать - это межрегиональное метро. Вот мы привыкли все к метро, мы не представляем жизнь больших агломераций без метро, она невозможна. Так вот, мы также не можем представить жизнь крупных городов, развитой территории, без высокоскоростного железнодорожного транспорта. Потому что транспорт, который движется со скоростью 250-350 км/ч, сегодня в России отсутствует. И это вызывает большие транспортные сложности для людей, живущих на расстоянии 150 - 200 - 600 км. По сути дела, эти расстояния сокращаются в разы, в часах если говорить. И происходит объединение: Москва с Нижним Новгородом, с Владимиром, Нижний Новгород - с Казанью, с Чебоксарами. То есть, становится единое пространство для жизни. Вот это как раз дает наибольший эффект.
Другими словами, люди станут более мобильными. Так же как жители Турина приезжают на работу в Милан, многие жители Владимира будут ежедневно ездить в Москву, тратя на дорогу в один конец меньше часа - вместо сегодняшних 2,5 часов.
Между прочим, россияне прекрасно понимают все преимущества высокоскоростных железнодорожных магистралей. Подавляющее большинство жителей регионов, через которые пройдет ВСМ Москва - Казань, одобряют ее строительство. Согласно февральскому опросу ВЦИОМ, проект поддержали 85% респондентов.