Производители платных телеканалов вынуждены пересматривать бизнес-модели в связи с поправками к закону «О рекламе», которые должны вступить в силу с 2015 года. «Амедиа» Александра Акопова и Леонарда Блаватника готовится закрыть свои кабельные каналы, работающие по рекламной модели. Вместо них осенью она запустит еще один канал с платной подпиской.
«Амедиа» планирует после вступления в силу поправок к закону «О рекламе» закрыть два своих телеканала - Amedia 1 и Amedia 2, рассказал «Ъ» президент и совладелец группы Александр Акопов. Законопроект, запрещающий размещение рекламы на платных телеканалах, в начале июля приняла Госдума и одобрил Совет федерации. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года. В связи с поправками рынку, который оказался не готов к запрету рекламы, «предстоит серьезная реструктуризация», уверен господин Акопов. Сам он одобряет поправки: «Предлагать 100 каналов за 100 руб., как сейчас, не рынок, а профанация, основанная на ошибочном мнении, что у зрителя нет денег».
На рекламу сейчас приходится 10% выручки всей «Амедиа ТВ», управляющей тремя телеканалами (Amedia 1, Amedia 2, Amedia Premium) и интернет-сервисом Amediateka. Реклама есть только на Amedia 1 и Amedia 2, ориентирующихся соответственно на зарубежный и российский телеконтенты. Amedia Premium распространяется по модели a la carte (пользователь платит оператору за подписку на отдельный канал, а не пакет) по цене 99 руб. в месяц. По данным TNS Russia, в марте--мае 2014 года среднемесячная аудитория Amedia 1 составляла 5,687 млн россиян старше четырех лет, Amedia 2 - 5,874 млн. Данных по Amedia Premium нет, но в самой «Амедиа» уточняют, что у канала 240 тыс. абонентов. Источник, близкий к проекту, говорит «Ъ», что затраты на контент «Амедиа ТВ» составляют $20-25 млн в год, из которых $5-6 млн приходится на онлайн. В компании это не комментируют.
Вместо Amedia 1 и Amedia 2 компания осенью запустит новый телеканал без рекламы, говорит Александр Акопов. Он будет показывать контент из тех же источников, то есть американских HBO, Showtime, Fox, Starz и других мейджоров, с которыми уже работает Amedia Premium. Но, в отличие от последнего, новый канал будет ориентирован не на премьеры, а на классические сериалы, например «Клан Сопрано», «Рим», «Дэдвуд», которые, по мнению господина Акопова, «незаслуженно имели небольшую аудиторию» или вообще не выходили в России. Кроме того, в его эфир могут попасть и русские телесериалы. Точная дата запуска канала, его название и стоимость подписки будут определены к сентябрю.
Всего с 2015 года не смогут размещать рекламу около 1,4 тыс. кабельных и спутниковых каналов, следует из опубликованного на прошлой неделе разъяснения Роскомнадзора. К платным каналам ведомство относит те, у которых нет наземного эфирного вещания хотя бы в одном регионе. Об изменении бизнес-модели говорит, например, и инвестор «Дождя» Александр Винокуров. Компенсировать снижение выручки «Дождь» будет другими видами доходов - подпиской, интернет-рекламой, платежами за контент от операторов платного ТВ,-- поясняет господин Винокуров. Остальные производители тематического ТВ, опрошенные «Ъ», не стали комментировать перспективы корректировки своих бизнес-моделей.
Обращения к операторам со стороны вещателей уже есть, но единичные и «скорее общего характера», говорит представитель «Акадо» Денис Рычка. По его словам, пока ни о каких изменениях действующих договоров с телеканалами речь не идет. «Телеканалы пока занимают выжидательную позицию, требуется время, чтобы менеджмент и акционеры пересмотрели ранее намеченные бизнес-планы. Мы ожидаем, что только после этого медиахолдинги будут выходить с какими-то предложениями»,-- говорит он.
Анна Афанасьева, Олеся Чичьянц