В Казахстане упали продажи новых автомобилей

Казахстанский автомобильный рынок впервые с 2009 продемонстрировал падение количества продаж новых официально представленных автомобилей.

Андрей Лаврентьев.

- 13 тыс. единиц - такова итоговая цифра за май, - говорит президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. - Это на 2,3% меньше, чем в мае 2013, а по сравнению с апрелем этого года, объем продаж упал на 7%. Таким образом, мы видим признаки волатильности, связанные с несколькими факторами, влиявшими на поведение потребителей с начала этого года. Это февральская девальвация, общая нестабильность мировых рынков, а также изъятие дистрибьюторами нескольких моделей вследствие несоответствия техническому регламенту. Тем не менее, Казахстан все еще входит в первую полусотню по уровню продаж новых автомобилей среди 149 стран. Сегодня по результатам мирового рейтинга в 1 квартале Казахстан находится на 48 месте (35 тыс. проданных авто на 17,5 млн жителей). И потенциал роста казахстанского автомобильного рынка остается достаточно высоким, судя по размерам ВВП на душу населения.

Импорт и производство

Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в мае - 12968 единиц (против 13271 единиц в АППГ, падение на 2,28%), а всего за период с начала года эта цифра составила 61860 единиц (в прошлом году за аналогичный период - 54285 ед., рост 13,95%).

Доля импорта среди проданных автомобилей от начала года составила 78,9%, доля автомобилей отечественной сборки - 21,1% (48836 и 13024 единиц, соответственно).

Среди стран-производителей автомобилей Россия занимает первое место на рынке Казахстана (34659 ед. с начала года, 56,0% доля, рост к АППГ составил 23,12%). Японские производители занимают третье место после казахстанского автопрома с 7,2% долей, с количественным спадом 1,58%; количество автомобилей, собранных в Узбекистане и реализованных в РК, пока не достигло уровня прошлого года: 2245 ед. против 4632 ед., -51,53% падение по сравнению с АППГ, доля присутствия составила 3,6%. Продажа продукции из Великобритании незначительно упала в долевом отношении до 3,6% (в АППГ 4,0%), а в количественном отношении объемы выросли на 0,55% (2198 ед. против 2186 в АППГ). Автомобили, собранные в Корее, снизили свои продажи на 19,87% (1395 ед. против 1741 ед. в АППГ). Турецкие производители продолжают поставки новых автомобилей в РК со значительным ростом уже на протяжении нескольких месяцев (732 ед. против 29 ед. в АППГ 2013 г.).

Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров, не включены продажи коммерческой техники группы «КАМАЗ-Инжиниринг»

Данные о присутствии брендов на рынке РК (за январь-май 2014)

В первой строке общей таблицы брендов по итогам января-мая текущего года удерживает позиции Lada с результатами продаж в 18408 единиц и долей 29,76% от всех продаж новых автомобилей в РК (против 19166 ед. и 35,31% в АППГ). Продажи снизились на 3,95%, а доля рынка - на 5,55%. Эти изменения связаны с прекращением выпуска некоторых моделей и планами модернизации линий на предприятиях концерна АВТОВАЗ.

На втором месте по результатам 5 месяцев сейчас находится бренд KIA (6322 ед. против 4367 в АППГ, рост доли на 2,18%, до 10,22% в общей таблице брендов). Бренд Hyundai (на 3 месте) поднял свои продажи на 29,89% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (5198 ед. против 4002) и приобрёл долю рынка в объеме 8,40%.

Бренд Chevrolet сегодня на 4 месте (5180 ед. против 3650 в АППГ), рост количества продаж составил 41,92%, а доля присутствия этой марки поднялась на 1,65%. 5 место занято сегодня брендом Toyota (4466 ед., доля рынка 7,22%). Renault уверенно занимает 6 позицию по популярности в РК, увеличив объем продаж на 126,22% (3287 ед. против 1453), с долей присутствия 5,31%.

GAZ по объему продаж с начала года занял 7 место (2976 ед. против 2590 ед. в АППГ), количественный рост продаж составил 14,90%, доля рынка - 4,81%. На 8 строке таблицы брендов - Nissan, рост количества продаж по сравнению с АППГ составил 1,50% (2431 ед. против 2395), а ниже расположился бренд Uz-Daewoo (2194 ед. против 4478 в АППГ, доля рынка уменьшилась до значения 3,55% с 8,25% в АППГ). На 10 месте сегодня UAZ c ростом в 10,47%, долей в 2,61% (1615 против 1462 ед. в АППГ).

Из тех, что ниже: продажи Morris Garages существенно выросли (101 ед. против 10 ед. в АППГ), продажи Volkswagen выросли на 132,46 % (1160 ед. против 499 ед. в АППГ). Mercedes-Benz увеличил продажи на 105,21% (197 ед. против 96 ед. в АППГ); на 27,93% поднялись продажи Land Rover (142 ед. против 111 в АППГ).

Впервые в наших обзорах в сегменте коммерческой техники мы можем оценить динамику продаж тяжелой коммерческой техники: Volvo Trucks вырос на 211,11% (28 ед. против 9 в АППГ), Scania на 113,79% (62 ед. против 29 ед.), Mercedes-Benz Trucks вырос на 128,57%, Renault Trucks 20 ед. против 10 ед., автомобилей Iveco отечественной сборки были продано на 38,46% больше, чем в АППГ.

Продажи автомобилей отечественной сборки (данные за январь-май 2014)

Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь-май 2014 показали количественный рост на 14,17% по отношению к АППГ (13024 ед. против 11408), доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 21,1%. Драйвером роста остается сегмент легковых автомобилей, повышение продаж которого составил 11,67% по отношению к АППГ (6488 ед. против 5810). В этом сегменте наибольший рост (53,29%) отмечен в классе B: лидерами в этом ценовом диапазоне являются Chevrolet Aveo New (первая строка в диапазоне цен 15-20 тыс. USD, 976 ед.) и Skoda Rapid (тот же ценовой диапазон, 2 строка, 639 ед.).

В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки (10-15 тыс. USD) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (541 ед. в АППГ, 8,34% рынка отечественных легковых).

В диапазоне от 20 до 25 тыс. USD больше всего продаж модели Chevrolet Cruze (доля среди отечественных легковых - 20,55%, количественный рост продаж составил 9,71%, 1333 ед. против 1215 в АППГ). Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки (более 41,46% по итогам с начала этого года).

В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia (513 ед. против 519 в АППГ), доля продаж составила 7,91% (против 8,93% в АППГ).

В премиум-классе отечественного производства - 31 продажа с начала года: это модели KIA Cadenza (21 единиц), SsangYong Chairman (8 единиц), KIA Quoris (2).

Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых авто в январе-мае 2014 составила 9,25% и 43,93% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за этот период было реализовано 5721 единицы этой категории автомобилей (против 5077 в АППГ, рост составил 12,68%).

Бюджетный внедорожник Lada 4x4 обеспечил долю в 12,61% (против 20,99% в АППГ), падение доли присутствия на -8,38% по сравнению с АППГ (1642 ед. против 2394).

Рост продаж в категории отечественных внедорожников показали только три модели: это KIA Sportage (1353 ед. против 368 в АППГ), KIA Sorento (574 ед. против 482 ед.), и Captiva (457 ед. против 446). Остальные показали несущественный рост либо падение.

Коммерческая техника казахстанского производства пока отстает от рыночной динамики и показала падение реализации на почти 3,14% (308 ед. против 318 в АППГ).

Основные итоги по сегментам рынка

Продажи всех легковых пассажирских автомобилей с начала года составили 61,56% от всех новых автомобилей (38079 ед. против 34667 ед. в АППГ, рост на 9,84%).

Лидирует по количеству продаж по итогам 5 месяцев класс B с ростом на 21,36% по отношению к АППГ. Среди всех моделей этого класса наиболее всего прибавила к своей доле присутствия Lada Largus (2271 ед. против 361 в АППГ), также можно отметить Lada Kalina (1485 ед. против 51 ед.) и KIA Rio (2674 ед. против 1359 ед.). На втором месте таблицы классов - класс C (7951 ед. против 8122 в АППГ), падение доли присутствия на -2,1%). Здесь большая часть продаж представлена реализацией Chevrolet Cruze (1333 ед. против 1215 ед.) рост продаж составил 9,71%. В классе E (1063 ед. против 1431), спад -25,72%) на первой строке таблицы Toyota Camry (692 ед. против 1016 ед., спад на 31,89%). В классе А большой спад (689 ед. против 1727 ед. в АППГ): здесь на первом месте Daewoo Matiz (383 ед. против 1248 ед., падение продаж на -69,31%). Рост продаж в классе D на 12,61% (первый среди одноклассников Chevrolet Malibu, этих машин продано 132 единиц. В классе F итоги продаж составили 116 единиц. Выдающихся результатов здесь добилась только одна модель - Mercedes-Benz S-class (78 единицы с начала года против 3 в АППГ).

В сегменте внедорожников (17355 единиц против 14467, рост на 19,96%) по итогам с начала года более всего выросли продажи компактных SUV (на 44,69%), здесь лидирует по результатам пяти месяцев Renault Duster(всего 1920 ед. против 698, рост 175,07%). Также можно отметить стандартные SUV (2716 ед. против 2004 ед. в АППГ, с количественным ростом 35,53%). Здесь можно отметить успех Toyota LC Prado (1000 ед. против 584 ед.) и Toyota Highlander (309 ед. против 179 ед.) рост продаж увеличен более чем в 72,62%.

Продажи коммерческой техники, не включая продажи группы КамАЗ, составили 4968 ед. против 4201 ед. в АППГ (рост на 18,26%), существенный рост продаж показывают малотоннажные грузовики GAZ 3302, рост продаж впечатляет - 17,10% (2054 ед. против 1754 ед.). Так же можно отметить FAWCA 1024 (183 ед.) и GAZ 3309 (166 ед.).

Итоги продаж авторынка в ценовых сегментах

В денежном эквиваленте с начала года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 17,86% и составил 1415,4 млн USD (по нашим оценкам базовых цен), годом ранее эта цифра равнялась 1200,9 млн USD.

На долю национальных производителей пришлось 307 млн USD, это на 22,87% больше, чем в АППГ (в прошлом году в аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил 249,8 млн USD).

На долю импортеров пришлось чуть более 1108 млн USD (против 951 млн в АППГ, рост составил 16,55%).

Лидер по доле рынка здесь стал бренд Toyota, по нашим оценкам, продавший автомобилей за отчетный период на сумму более 220,8 млн USD.

Наибольшее количество автомобилей за период с начала года продавалось по цене от 10 до 15 тыс. USD (31,64% против 31,80% в АППГ). По цене менее 10 тыс. USD было продано 7,63% автомобилей (против 17,30% в АППГ). По 15-20 тыс. USD было продано 23,17% автомобилей (16,23% в АППГ). Доля автомобилей по 20-25 тыс. USD - 12,18%, чуть более чем в прошлом году (9,37% в АППГ). По цене от 25-40 тыс. USD (16,94% против 16,13% в АППГ) и доля продаж в диапазоне от 40-80 тыс. USD 6,13% (против 6,15% в АППГ).

Средняя цена предложения этого мая на легковые и внедорожники: 22746 доллара США, год назад эта цифра была чуть более 23100 USD, спад цены предложения на 1,71%. Продажи из бюджетного диапазона официальных дилеров перетекают на «серый» рынок того же диапазона, как мы и отмечали ранее. Этот вывод можно сделать из исследования, проведенного нами на основе данных по учету автомобилей в РК. Здесь официальным дилерам стоит продумать новые стратегии ценообразования, чтобы не потерять завоеванные в предыдущий период позиции.

Итоги продаж легких автомобилей (PC, SUV, MPV, PU) в мае 2014

В категории легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) наблюдался спад продаж в мае на 1,94% (12070 ед. против 12309 в АППГ).

Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице за май 2014: на первой строке таблицы бренд Lada с продажами 4115 ед. против 4319 в прошлогоднем мае (падение доли продаж составило 4,72%).

На 2 месте бренд KIA с ростом на 37,72% (1526 ед. против 1108 ед. в АППГ), рост доли на 3,64%.

На 3 месте бренд Chevrolet (1063 ед. против 920), в мае прибавка доли продаж составила 1,33%.

На 4 месте таблицы Hyundai (928 ед. против 1004 ед.). Спад доли рынка по сравнению с АППГ -0,47%.

На 5 месте бренд Toyota (901 ед. против 1153 ед.), спад доли рынка по сравнению с прошлогодним маем - на 1,90%.

На 6 месте бренд Renault (809 ед. в мае против 504 ед.), рост доли рынка на 2,61%, рост количества - на 60,52%.

На 7 месте в мае - Daewoo (553 ед. против 957 ед.), доля рынка пошла на спад: -3,19%.

На 8 месте таблицы бренд Volkswagen (323 ед. против 116 ед.), рост доли продаж на 1,73%. Количественный рост составил 178,45%.

9 место за казахстанскими автомобилями марки Nissan, с результатами в мае в 301 единица (против 482 ед. в АППГ), спад количественных показателей продаж на 37,55%. Спад доли рынка на 1,42%.

10 место по итогам мая заняла марка Skoda (246 ед. с ростом доли рынка на 0,01%).

Итоги продаж коммерческой техники за январь-май 2014

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК (не включены техника КамАЗ) было реализовано 4968 единиц новых автомобилей, включая 2805 единиц малотоннажных грузовиков, 1188 развозных автомобиля, 476 микроавтобусов, 207 среднетоннажных грузовика, 3 средних автобуса, 278 крупнотоннажных грузовика, 10 больших автобусов. Впервые в наш отчет внесены данные по бренду, родом из Китая, FAW (370 ед., 7,45% доли присутствия), участвуют в ротации «европейцы»: DAF (140 ед., 2,82% доли рынка), Scania (62 ед., 1,25% доли рынка).

Общий рост продаж в этом сегменте рынка по отношению к АППГ 18,26%.

Результаты за май: 898 единицы (против 962 в АППГ). Большую долю продаж, как и всегда (52,34%), составили грузовики марки GAZ (модель 3302 - 30,51%, 274 ед.).

В десятку наиболее продаваемых автомобилей мая входят также малотоннажныегрузовики UAZ, FAWCA и грузовики DAFXF 105.

Популярность моделей новых легких автомобилей (PC, SUV, PU, MPV до 3,5 тонн) в РК и в Алматы по итогам мая 2014