Apple покинула первую тройку поставщиков смартфонов на российский рынок

Во II квартале и начале июля (17-27 недели года) еженедельная доля Nokia на российском рынке в натуральном выражении составляла 9,5-11,9% и в итоге достигла 10,5%, следует из отчета компании GfK (его фрагмент есть у «Ведомостей»). Подлинность документа подтвердил источник, близкий к компании - партнеру GfK. Из него также следует, что доля Apple за указанный период колебалась в пределах 8,6-9,9%, достигнув в итоге 9,2%. Таким образом, по продажам смартфонов в России Nokia заняла 3-е место, а Apple - 4-е. Лидерство сохранил Samsung (чуть менее 16%), 2-е - британская Fly (13,9%).

С распределением долей рынка, которое приводит GfK, согласен человек, близкий к одной из розничных сетей, правда приводя другие данные за II квартал: Samsung - 17,1%, Fly - 13,7%, Nokia - 10,5%, Apple - 9,7%.

В первом полугодии в сравнении с январем - июнем 2013 г. Samsung продолжил лидировать в натуральном выражении, передал «Ведомостям» директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. В денежном выражении ключевые позиции разделили Samsung и Apple, утверждает он. Очень заметно выросла доля Fly - она приблизилась к Samsung в натуральном выражении, продолжает Широков. А продажи Nokia серьезно сократились и в количественном выражении, и в денежном, добавляет он.

По данным «Евросети», Apple на российском рынке по итогам 2013 г. в натуральном выражении занимала 3-е место по продажам смартфонов (9% рынка), 2-е было у Nokia (14%). В I квартале 2014 г. Apple осталась в тройке, но лишь благодаря провалу Nokia - Fly оттеснила ее сразу на 4-е место (по данным розничной сети МТС, на производителей пришлось 11,3 и 9,1% рынка).

Представители мобильного подразделения Microsoft (теперь оно выпускает телефоны под брендом Nokia) не ответили на запрос «Ведомостей». Представитель Apple не стал комментировать ситуацию. В странах БРИК реализация iPhone за год выросла на 55%, заявил на прошлой неделе гендиректор Apple Тим Кук. В апреле, подводя итоги II финансового квартала, он выделил Россию, отметив, что здесь в годовом исчислении продажи смартфонов Apple выросли на 97%.

На рост доли Nokia во II квартале позитивно повлиял запуск модели Nokia X, отмечает представитель «Связного» Мария Заикина. Высокий объем продаж в том числе в бюджетном ценовом сегменте позволяет ей занимать высокую долю рынка в штуках, а активное развитие линейки в среднем и высоком сегментах - быть в числе лидеров и в денежном выражении, добавляет она. Опыт показывает, что спрос на iPhone снижается за несколько месяцев до появления в продаже новой модели, замечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Ожидается, что новый iPhone 6 Apple представит этой осенью, напоминает он.

Samsung удерживает лидерство, но доля его снизилась: по оценке GfK и одной из розничных сетей, она 16-17%, а в I квартале, по данным «Евросети», была 21%.

Положение Apple и Samsung в России нестабильно еще и потому, что их смартфоны дороги для покупателей в регионах, где процесс замещения обычных телефонов на умные сейчас идет очень интенсивно, рассуждает человек, близкий к одному из производителей электроники. Покупателей все больше привлекают доступные смартфоны локальных брендов (B-брендов) отмечает он. По данным «Связного», на B-бренды в первом полугодии пришлось 44% проданных смартфонов против 25% годом ранее. По данным GfK, самым быстрорастущим брендом на российском рынке смартфонов стал российский Explay, продажи которого за три месяца выросли в 2,36 раза. В апреле - июне 2013 г. Explay занимал 2,2% рынка смартфонов, за год его доля достигла 5,2%....