Юрий Мильнер сделал четвертый заход

Изначально Юрий Мильнер, который считается одним из лучших венчурных инвесторов мира, создавал DST (Digital Sky Technologies) вместе с Григорием Фингером и Михаилом Винчелем в 2005 году как единую компанию. Но в конце 2009 года она была разделена на DST Russia (позднее переименована в Mail.ru Group и выведена на Лондонскую биржу) и DST Global, сосредоточившуюся на портфельном инвестировании в интернет-проекты по всему миру. Для этого DST Global выбрала социальную сеть Facebook (вложила $900 млн); скидочный сервис Groupon ($135 млн вместе с венчурным фондом Battery Ventures); крупнейший интернет-магазин Китая 360buy.com ($1 млрд в составе консорциума инвесторов), разработчика онлайн-игр Zynga, а также крупнейшую компанию на рынке электронной коммерции Китая Alibaba Group.

Инвестиции DST Global оказались настолько успешными (показали почти пятикратный возврат на вложенный капитал), что в конце 2010 года была сформирована DST Global II, привлекшая в общей сложности почти $900 млн. Деньги были инвестированы примерно в десять технологических компаний, среди которых популярный сервис потоковой музыки Spotify, сайт аренды жилья Airbnb, сервис микроблогов Twitter.

«В DST Global был один доминирующий инвестор в лице меня, а в новом (DST Global II.- 'Ъ') я могу быть одним из инвесторов»,- рассказывал в апреле 2011 года в интервью «Ъ» Алишер Усманов. В первом фонде DST Global ему принадлежало около 80-85%, во втором доля иностранных инвесторов - пенсионных фондов и фондов накопительного страхования - составляла уже около 70%.

В марте 2012 года Юрий Мильнер ушел с поста главы совета директоров Mail.ru Group, решив целиком направить свои усилия на развитие других проектов в интернете. Через неделю после того, как господин Мильнер покинул этот пост, DST объявила о создании третьего фонда - DST Global III - уже на $1 млрд, где российским инвестором был только Юрий Мильнер, причем его интересовали интернет-проекты только поздней стадии развития стоимостью от $500 млн. Например, объектами инвестиций DST Global III, для повышения привлекательности которого в него была внесена часть пакета DST в Facebook, стали, например, такие компании, как крупнейший интернет-магазин Индии Flipkart, сервис peer-to-peer кредитования (P2P, кредитование без участия банковской системы) LendingClub.

По мнению управляющего партнера InVenture Partners Сергея Азатяна, теоретически Юрию Мильнеру могли бы быть интересны такие сегменты, как транспорт или доставка еды. «В первом случае обращают на себя внимание две компании - Uber и GetTaxi, которые сейчас показывают хороший рост. Например, в ходе последнего раунда сервис заказа такси Uber была оценен в $18,2 млрд,- размышляет господин Азатян.- А в доставке еды сразу несколько компаний недавно провели IPO, что говорит о перспективности рынка». Так, в апреле британская Just Eat «подняла» $600 млн при оценке в $2,4 млрд, а американская GrubHub - $192,5 млн, капитализация составила $2,04 млрд. Кроме того, скорее всего, четвертый фонд пойдет на Восток и во многом будет делать ставку на азиатские проекты, уверен Сергей Азатян. «Например, в онлайн-образовании - сейчас около половины населения Китая учит английский язык. Неплохой рынок»,- оценивает он.

Представитель DST Леонид Соловьев на звонок «Ъ» не ответил.

Роман Рожков