Крупные автодилеры выдержали спад

Падение российского авторынка в прошлом году на 5% существенно не отразилось на финансовом положении крупнейших автодилеров. Например, прибыль от текущей деятельности лидера рынка "Рольфа" практически не изменилась. Основной причиной снижения финансовых результатов по МСФО стало то, что в них перестали учитываться данные "Рольф Импорта", контроль в котором получил Mitsubishi. Впрочем, по мнению аналитиков, так как в этом году падение авторынка продолжится, это может ослабить финансовое положение крупных участников рынка.

Вчера крупнейший автодилер России «Рольф» опубликовал финансовую отчетность по МСФО за 2013 год. Выручка компании увеличилась на 28,4% до 103,5 млрд руб. Но чистая прибыль упала в 2,2 раза, до 1,6 млрд руб., из-за прекращения выплаты роялти Мitsubishi, которые приносили «Рольфу» 1,9 млрд руб. При этом прибыль от текущей деятельности практически не изменилась - в 2012 году она была на уровне 1,7 млрд руб. Чистый долг компании снизился на 6,6% и составил 9,8 млрд руб. Снижение финансовых показателей в «Рольфе» объясняют в том числе тем, что с 2013 года в финансовых данных не учитываются показатели дистрибутора Mitsubishi «Рольф Импорт» (контроль над компанией в 2013 году перешел к Mitsubishi) и логистического оператора SCS, а также «ростом амортизационных отчислений новых дилерских центров», открытых в предыдущем году.

В прошлом году продажи «Рольфа» выросли по сравнению с 2012 годом на 18,2% до 80,1 тыс. машин. Но по итогам этого года в компании прогнозируют падение всего сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей от 5-8% до 10-15%. В январе-мае 2014 года продажи «Рольфа» поднялись на 15,2% (до 33,8 тыс. автомобилей), в мае рост составил 0,3% (до 6,1 тыс. автомобилей). Впрочем, рост обеспечили в частности «действовавшие в первом квартале акции и спецпредложения от производителей»,- поясняют в пресс-службе автодилера.

По данным Ассоциации европейского бизнеса в 2013 году российский авторынок снизился на 5%, до 2,78 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом продажи 25 крупнейших автодилеров России сократились на 8,3%, до 793,9 тыс. автомобилей, следует из материалов журнала «Автобизнесревю».

Среди пятерки крупнейших по объемам продаж дилеров, следующих за «Рольфом», рост (19%) наблюдается только у «Транстехсервиса», выручка которого составила 52,73 млрд руб. (реализовано 58,4 тыс. машин). Выручка по сравнению с 2012 годом не изменилась у Genser и составила 60,8 млрд руб. (продано 58,1 тыс. машин). У Major Auto, «Автомира» и ГК «Независимость», выручка сократилась на 7%, 4% и 10% соответственно. Major Auto реализовал 68,1 тыс. машин (выручка 88 млрд руб.), «Автомир» - 80,58 тыс. машин (68,5 млрд руб.), а ГК «Независимость» - 35,77 тыс. машин (51,5 млрд руб.).

В «Авилон автомобильная группа», который занимает седьмое место в рейтинге (выручка в 2013 году увеличилась на 25%, продано 35,9 тыс. машин), сообщили, что общее падение российского авторынка никак не повлияло на продажи холдинга в прошлом году. В компании уверяют, что продажи продолжают расти в сравнении с 2013 годом, в особенности «за счет очень продуктивного первого квартала». При этом по итогам июня в компании наблюдают падение и «устойчивый тренд к стагнации, снижению розничных продаж автомобилей в массовом сегменте».

Сергей Литвиненко из PricewaterhouseCoopers отмечает, что лидирующие позиции обеспечивают «Рольфу» дополнительное преимущество в дальнейшем развитии. «Эффект масштаба» имеет большое значение, в том числе в переговорах с банками или импортерами, которые очевидно охотнее идут на компромиссы с крупными игроками, считает эксперт. Кроме того, компания может развивать направление продаж автомобилей с пробегом, которое требует существенных инвестиций в оборотный капитал (для увеличения склада автомобилей).

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» отмечает, что первый квартал текущего года для отечественного авторынка «прошел нормально», но второй был «провальным». Впрочем, укрепление рубля должно в целом положительно сказаться на рынке: «Ситуация стабилизируется, возможно, автопроизводители пойдут на скидки, и это благополучно скажется на продажах», утверждает аналитик.

Показатели второго полугодия могут оказаться лучше не только благодаря «улучшению общеэкономической ситуации, но и за счет эффекта низкой базы», поясняет господин Беспалов. При этом эксперт считает, что авторынок сохранит негативную динамику и «не выберется из минуса» как минимум до конца года, прогноз падения колеблется между 5 и 10%.

Яна Циноева