С 1 июля в России должен заработать единый реестр регистрации залогов движимого имущества при Федеральной нотариальной палате (ФНП). Передавать данные в реестр будут нотариусы на основании заявлений залогодержателей. Их можно будет подать как в бумажной форме, лично посетив нотариуса, так и в электронной - с помощью усиленной электронно-цифровой подписи. При этом нотариус будет лишь удостоверять факт регистрации залога, но не проверять подлинность поданных ему данных, сообщили «Ъ» в ФНП. Стоимость нотариальных услуг составит: 300 руб.- за постановку и снятие залога с учета, 100 руб.- за внесение изменения, 40 руб. - за выписку (за один лист).
Хотя формально регистрация залогов является добровольной, по факту банки вряд ли смогут отказаться от этой процедуры. Дело в том, что согласно принятым в конце прошлого года изменениям законодательства, предполагается не только создание реестра, но и ряд других изменений. Согласно им, залог признается действительным, по сути, лишь в том случае, если он зарегистрирован в реестре. Поэтому любое лицо сможет проверить, не обременено ли приобретаемое им имущество залогом. Если покупатель этого не сделал, а залог был, то доказать свою добросовестность ему не удастся и с покупкой придется расстаться. Если же он провел проверку, но в реестре данных не оказалось, покупатель считается добросовестным и оспорить такую сделку, несмотря на наличие договора залога, нельзя. Кроме того, если одно и то же имущество заложено несколько раз, то признается тот залог, который зарегистрирован в реестре первым.
Появление подобного реестра особенно актуально для рынка автокредитования. Сегодня нередки случаи, когда недобросовестные заемщики перепродают свои машины, являющиеся обеспечением по кредиту, или перезакладывают их. При этом покупатель или новый залогодержатель, как правило, не знает об обременении и нередко оказывается втянут в длительные судебные разбирательства. Согласно бюро кредитных историй НБКИ, создавшему собственную базу по залоговым автомобилям, около 10% машин, проверяемых потенциальными покупателями по их базе, оказываются кредитными. И это лишь приблизительные масштабы мошенничества в этой сфере.
Единый реестр эту проблему должен снять. Однако банкам он обойдется недешево. Дело в том, что регистрировать будет необходимо не только те залоги, которые появятся после 1 июля, но и все остальные ранее заложенные объекты движимого имущества. По оценкам экспертов Frank research group,только на рынке автокредитования сейчас более 3 млн действующих автокредитов и практически по каждому из них есть залоги. Таким образом, регистрация всех заложенных на текущий момент автомобилей обойдется банкам почти в 1 млрд руб. По данным ФНП в России, на текущий момент работают около 8 тыс. нотариусов, таким образом от ведения реестра только автозалогов каждому достанется более 100 млн руб.
Кроем того, учитывая значимость регистрации в реестре при возникновении конфликтных ситуаций, для банков важно как можно скорее зарегистрировать все свои залоги. «Нововведение должно более или менее упорядочить ситуацию в сегменте подержанных машин, связанную с изрядным количеством мошенничеств,- говорит начальник управления по работе с партнерами Юникредитбанка Александр Мартынов.- Очевидно, без регистрации залога банку будет очень сложно отстаивать свои права в суде». «Процесс и форматы взаимодействия были окончательно утверждены только в середине июня, в связи с чем банки и нотариат, вероятно, не имели достаточно времени для подготовки»,- предостерегают в Тойота-банке. В пресс-службе ФНП сообщили, что ожидают в среднем поступление 2-10 тыс. уведомлений о регистрации залога в сутки, и к таким потокам информации системы ФНП готовы. При этом в нотариальной палате не стали скрывать, что крупные банки уже выразили озабоченность тем, что на передачу данных о всех залогах движимого имущества у них уйдет не менее семи месяцев.
Ксения Дементьева