Хабаровск, 14 июля
Рост тарифов на энергоресурсы в Хабаровском крае - тема болезненная и каждый раз вызывает острую реакцию жителей. Однако не все знают, из чего складывается тариф и какие факторы влияют на его формирование. Об этом в интервью корр. ИА AmurMedia рассказал директор филиала «Хабаровская генерация» ОАО «ДГК» Владимир Лариков.
- Владимир Сергеевич, из чего складывается себестоимость энергоресурсов, производимых вашей компанией?
Для начала хочу рассказать, из чего вообще состоит тариф, по которому население платит за тепло и электроэнергию. Первая составляющая - генерация или производство, этим и занимается наша компания. Вторая составляющая - транспортировка тепла до потребителя и третья - реализация, то есть розничный сбыт. Львиная доля тарифа приходится на производство, это наши затраты. Большая часть - свыше 60% - это стоимость топлива, напомню, что цены на топливо формируются абсолютно свободно, без жесткого госрегулирования, и вряд ли можно ждать их снижения… Остальное - зарплата персонала, ремонт и содержание оборудования, плата за воду, за землю, за ресурсы. Поэтому в проблеме снижения тарифов заложено несколько составляющих. Если говорить о производстве - тут важна оптимизация затрат в целом.
Проблема транспортировки - громадные потери. Сетевики делят их на технологические и коммерческие. Технологические - это порывы, технологические нарушения, гидравлические испытания, а также потери, связанные с изношенностью сетей.
Коммерческие - это неплатежи и кражи. Все эти непроизводственные затраты частично оплачиваются потребителем.
Главная проблема сбыта - задолженность потребителей. Суммы задолженностей огромны. По сути, должники пользуются беспроцентным кредитом, а все затраты оплачивает производитель.
- Каким образом можно снизить затраты, влияющие на формирование тарифа?
Я считаю, что регулирование тарифов - это государственная задача, это вопрос благосостояния населения и экономического развития региона, для этого должна быть разработана специальная программа. Сейчас в сфере энергосбережения есть программа, она действует и дает определенный эффект. Но не хватает более плотного контроля, который позволил бы пресечь воровство и нецелевое использование ресурсов. Здесь должны быть задействованы и муниципальные власти, и управляющие компании, и, конечно, правоохранительные органы. Заслон должен быть поставлен мощный, потому что нельзя таким образом терять половину из того, что производим - ведь все потери вынужден оплачивать потребитель. Плюс состояние наших сетей. Это вообще больная тема в крае, потери там громадные.
- Владимир Сергеевич, как Вы считаете, рационально ли в целом организована система обеспечения энергоресурсами хабаровских потребителей?
На мой взгляд, имеются дефекты в законе об энергетике. Сейчас в городе работают три компании, цель которых - произвести энергию и тепло и донести их до потребителя. Но задачи у них разные. Есть мы, которые должны произвести, есть сетевые организации, которые должны передать, и есть энергосбыт, который должен продать. Кроме того, есть еще и системный оператор, который управляет режимами энергоснабжения. Его задача - обеспечивать надежность процесса, системный оператор совместно с сетевыми организациями стремится свести к нулю риски отключения потребителей, не заботясь о том, что затраты на производство возрастают… Энергосбыт - продает, взимает плату, работает с должниками. Опять же проблемы снижения тарифов их тоже не касаются.
Таким образом вы видите, что на деле каждая компания выполняет свою, строго определенную задачу, а скоординированные действия, направленные на снижение тарифов, отсутствуют.
Хотя теоретически все прописано - нужно стремиться к уменьшению затрат, к удовлетворению потребителей. Поэтому считаю, что должен быть единый орган, который организовывал и контролировал бы весь процесс.
После того, как региональные энергосистемы расформировали, это мы потеряли. Теоретически, это задача регионального уровня и администраций краёв, областей. Однако фактически все названные энергокомпании вертикально интегрированы и порой возникают определенные проблемы, связанные с отсутствием единого управляющего органа в энергетике края - к примеру, по координации действий при ликвидации стихийных бедствий и системных технологических нарушений.
- Существуют ли практические механизмы для исправления ситуации?
Одна из острейших проблем - модернизация сетей. Здесь нужны громадные средства, а срок окупаемости - в лучшем случае 50 лет, а в худшем - никогда. Этими вопросами всегда занималось государство. Лозунг «рынок поможет, придут инвесторы» тут не работает. Никогда не придет инвестор, чтобы построить новую ЛЭП в микрорайоне! Потому что дохода с этого он не получит. А вкладывать затраты в тариф нельзя - это снова приведет к его повышению. Вот смотрите: все новые микрорайоны в Хабаровске в Индустриальном (Строитель, Флегонтова) подключены к линии электропередачи, построенной в 50-х годах прошлого века для энергоснабжения трамвайного парка. Хорошо, что во время строительства заложили 10-кратный резерв. Этого запаса пока хватает, но если произойдет авария, без света останутся 80 тысяч жителей. А других линий там нет, и никто их строить не будет.
Далее - устаревшее оборудование на наших электростанциях. Возьмем, к примеру, Хабаровскую ТЭЦ-1. Оборудование там 60-х годов, мы его поддерживаем в хорошем состоянии, но для этого требуется вдвое больше затрат по сравнению с содержанием нового оборудования.
Модернизация оборудования - тоже государственная задача, потому что вряд ли какой частный инвестор вложит 60 млрд рублей в строительство новой электростанции с окупаемостью даже в 20 лет.
Убежден, реальная программа модернизации энергетики возможна только в составе региональной программы развития региона. Начатая администрацией края программа развития производства в Комсомольске-на-Амуре, Советской Гавани, реконструкция БАМа, расширение жилищного строительства уже сегодня открывает перспективы для развития энергетики. Дальнейшее развитие производства и рост потребления открывает возможность коренной модернизации энергопредприятий и сетей, существенного снижения затрат на производство электроэнергии и тепла и, как следствие, стабилизации и в дальнейшем снижения энерготарифов. Мы уверены, что только решительные, хорошо скоординированные действия по выполнению программы развития региона позволят коренным образом изменить ситуацию с энерготарифами.
Но это все глобальные задачи. А существуют еще и малые, решив которые, реально можно остановить рост тарифов. Это, как я уже говорил, потери, кражи, нецелевое использование.
Многие видят, как подъезжают к теплотрассе какие-то ребята и моют машину водой из сети, разбирают тепловую изоляцию, воруют электрические кабели и провода. Или подключение к электрическим сетям различных объектов (гаражей, киосков, строительных механизмов и т.д.), все это видят, но никто не спросит - куда он подключился, есть ли у хозяина договор. Все считают, что должен прийти специально обученный человек и пресечь это безобразие. Поэтому здесь очень важно влияние не только административного ресурса, но и общественности. Это еще один шаг к сокращению затрат и снижению тарифа.