Президент Chery Automobile Co Инь Туняо рассказал «Ведомостям» подробности проекта выпуска автомобилей этой китайской компании на российском заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии (51% у Сбербанка). Выпуск начнется в конце августа - начале сентября, причем уровень локализации будет постепенно увеличиваться: сначала это будет сварка и окраска, в дальнейшем Chery планирует закупать в России шины, сиденья, автомобильное стекло, пластиковые изделия, пояснил он. Также компания намерена создать в России центр НИОКР, который на первом этапе будет адаптировать модели под местный рынок, рассказал Туняо.
Chery инвестировала в проект «несколько десятков миллионов долларов» - деньги пошли на закупку сварочного оборудования, говорит Туняо. По его словам, на первом этапе компания собирается ежегодно выпускать около 30 000 автомобилей в год (для сравнения: в 2013 г. в России было продано около 20 000 машин Chery). «Дервейс» при необходимости такой объем обеспечит, подтверждает источник, близкий к заводу. Сроки запуска производства Chery он подтверждает. Выпуск начнется с седана и кроссовера новой линейки Ambition Line, сообщалось ранее.
Chery находится на 3-м месте среди китайских автомобильных брендов на российском рынке (по итогам первого полугодия 2014 г.), его опережают Lifan и Geely, которые также выпускаются на «Дервейсе». У «Дервейса» и Chery нет соглашения о работе в режиме промсборки, которое дает льготы при импорте комплектующих при условии достижения определенного уровня локализации вплоть до 60%. Основная цель увеличения локализации - снижение валютных рисков, а также развитие экспорта, поясняет Туняо: Chery собирается поставлять часть машин, выпускаемых в России, в страны СНГ.
Помимо стран Таможенного союза (Казахстан и Белоруссия), куда из России можно ввозить машины беспошлинно, компания рассчитывает на такую же льготу и в отношении других стран, входящих в СНГ. Для этого согласно условию соглашения о зоне свободной торговли локализация автомобилей должна быть выше 50%. Планы вполне реальные, комментирует управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев: за счет сварки, окраски Chery обеспечит локализацию на уровне 30%, а когда машины начнут комплектоваться выпущенными в России шинами, сиденьями, автомобильным стеклом, пластиковыми деталями, то локализация превысит 50%.
Впрочем, сейчас в России мало автозаводов пользуются возможностью беспошлинно экспортировать автомобили в страны СНГ, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Уровень локализации нужно подтверждать при поставке каждой партии машин, раскрывая все договоры с поставщиками, при этом за каждую получаемую справку нужно заплатить около 300 000 руб., поясняет он. «Для нас это слишком хлопотно и дорого», - заключает собеседник. Экспорт автомобилей из России в основном идет в рамках Таможенного союза - в этом случае нет привязки к уровню локализации, а сама процедура простая, напоминает он.
Экспорт - отдаленная перспектива, на первом этапе акцент будет сделан на российский рынок, подчеркивает Туняо. Но когда компания два года назад приняла решение о производстве в России, рынок рос, сейчас сокращается, замечает он (по данным АЕБ, в первом полугодии 2014 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 7,6% до 1,2 млн шт.). Туняо считает, что рост на российском рынке в любом случае возобновится. По мнению аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, это произойдет не ранее 2015 г. Многое будет зависеть от результатов второго полугодия, пока ситуация неопределенная, в том числе из-за геополитических рисков, замечает Беспалов.